Один из принципов ведения бизнеса компании Canon

История Canon начиналась так: в 1937 году группа японских врачей решила победить признанного в то время производителя фототехники – немецкую фирму Leika. «Давайте сделаем лучше, чем Leika!», – такой амбициозный лозунг выдвинули предприниматели. И им это удалось.

Первая модель фотоаппарата была названа в честь буддийской богини Кваннон (именно это имя трансформировалось в Кэнон). Главным козырем Canon стала цена продукции: не уступая в качестве Leika, японские фотоаппараты стоили значительно дешевле, а значит, были доступны практически каждому соотечественнику. Впрочем, первая профессия основателей компании тоже нашла свое отражение в разработках Canon: в 1940 году фирма представила вниманию покупателей первую в Японии рентгеновскую камеру.Следующий виток развития компании совпал, как ни странно, с периодом экономического кризиса в Японии (середина 70-х). Оказавшись в достаточно непростой ситуации, руководство решило найти свои пути выхода из нее. Один из самых молодых и неопытных директоров Ризабуро Кейку предложил разработанную им стратегию, которая включала три пункта. Первый – четкое управление, построенное на принципах философии «киосей» – жизнь и работа вместе на благо общей цели. Второй – 10% от всех продаж инвестировать в новые разработки и исследования. И третий: чтобы защитить себя от падения курса иены, часть производства разместить за пределами страны. Таким образом были заложены основы ведения бизнеса, которые характерны для компании и сегодня. И именно с тех пор Canon стал известен на мировом рынке.

В списке достижений Canon – создание первого в мире калькулятора с десятью клавишами (1964), копировального аппарата Canon (1968), технологии струйно-пузырьковой печати (1981), первого в мире цифрового полноцветного лазерного копировального аппарата (1987), первой цифровой фотокамеры (1996). И хотя компания является сейчас крупнейшим в мире производителем 35-миллиметровых однообъективных зеркальных фотоаппаратов, основной объем выпускаемой ею продукции составляет офисное оборудование. Третья группа товаров – оптическое оборудование: видеокамеры, телескопы и т. д.Главный офис компании Canon Inc. находится в Токио. Из 67 тысяч сотрудников корпорации одна шестая часть работает в Европе (из них почти 400 человек – в главном европейском офисе дочерней компании Canon Europa N.V. в Амстелвеене (Нидерланды).

Canon North-East OY (главный офис находится в Хельсинки, Финляндия) в свою очередь является подразделением Canon Europa N.V. и работает на территории стран СНГ, Балтии. В СНГ сейчас действуют три представительства компании Canon North-East OY – в Киеве, Санкт-Петербурге и Москве. В Украине представительство было открыто в 1997 г. Его глава, господин Мика Грендаль, отвечает на вопросы «&».

«&»: Господин Грендаль, что необходимо, чтобы удерживать лидирующие позиции на рынке?

М. Г.: Прежде всего понимание рыночных тенденций и особенностей, потребностей клиентов. Кроме того, необходимо выпускать действительно качественный товар. Canon инвестирует 10% своего оборота в научные исследования и развитие компании, и это намного больше, чем в любой среднестатистической фирме. Как результат, Canon уже десять лет входит в пятерку мировых лидеров по количеству патентов, зарегистрированных в США.Многие компании покупают технологии у других, а бизнес делают за счет маркетинга и дистрибьюции. Мы же сами изобретаем новые оригинальные технологии (например, однокомпонентный тонер, пузырьково-струйная печать, картридж, дисплей с плоской поверхностью, цветной печатающий механизм и т. д.).

Есть очень правильное изречение: бизнес подобен езде на велосипеде – если перестанешь крутить педали, несомненно, упадешь. Canon никогда не прекращает «крутить педали», что позволяет нам быть на шаг впереди.

«&»: Кроме новых разработок и изобретений, что еще входит в понятие «крутить педали»?

М. Г.: Нужно совершенствовать систему продаж. По этому поводу есть интересная пословица: любой продавец может продать товар одному покупателю один раз. И только хороший продавец продаст товар одному и тому же покупателю несколько раз. Для того чтобы удержаться на рынке, нужно стать хорошим продавцом.

«&»: Какие методы использует Canon, чтобы быть «хорошим продавцом»?

М. Г.: Все доступные: рекламу, маркетинговые исследования рынка и др. Особенное внимание мы уделяем рекламе – как отдельной продукции, так и имиджевой. Наиболее эффективной считаем TV- и печатную рекламу, рекламу в магазинах, различные мероприятия для клиентов, выставки – выбор зависит от конкретной цели и бюджета. Мы видим большой потенциал в радиорекламе и собираемся в скором будущем его использовать. И конечно, не забываем о Интернет-рекламе.Кроме того, Canon часто выступает спонсором различных акций. В Украине, например, нам помогает то, что компания поддерживает футбол, который у вас очень популярен. Недавно завершилась большая рекламная акция «Купите технику Canon – выиграйте автомобиль», в ней приняло участие более 8100 наших покупателей из Украины, России и других стран СНГ.

Что касается маркетинговых исследований рынка, то они тоже очень важны. Это своеобразная оценка нашей деятельности и мы должны ее знать. Хотя в Украине очень трудно найти надежный источник такой информации. Кстати, на нашей web-cтранице, кроме сведений о компании, есть анкета для потребителей, где они могут указывать замечания к продукции Canon – для нас такая информация очень важна, так как является одним из элементов исследования потребительского рынка.

«&»: Есть ли различия в проведении рекламной кампании в Украине и других странах?

М. Г.: В основном, рекламные кампании планируются с учетом особенностей местного рынка и рыночных потребностей. Но рекламные кампании Canon зачастую проводятся централизовано, то есть в Украине она такая же, как и в странах Европы.

«&»: А чем вообще привлек Canon украинский рынок?

М. Г.: В первую очередь, размером. Хотя сейчас рынок Украины нестабилен и популярностью пользуются преимущественно дешевые товары Canon, мы надеемся, что со временем все изменится к лучшему. Но в целом, украинские потребители не испытывают недостатка в копировально-множительной технике, как и в выборе производителей. Поэтому, чтобы удержать свои позиции на рынке, нужно улучшать сервисное обслуживание. Мы, например, планируем открыть в будущем пункты приема использованных картриджей, где клиентам взамен старых будут продаваться новые.

Если же сравнивать украинский рынок, скажем, с российским, то он конечно меньше, но привлекателен своей компактностью. В Украине легче вести бизнес хотя бы потому, что тут без проблем можно добраться в любое место и не нужно преодолевать тысячи километров.

«&»: Если уж вы вспомнили наших соседей, то существуют ли различия в условиях ведения бизнеса в Украине и в России?

М. Г.: По большому счету нет: рынки обеих стран далеки от стабильности. Гораздо больше различий с Западом – начиная от общей экономической ситуации и заканчивая количеством бумаг, необходимых для ведения бизнеса.

«&»: А как вы оцениваете украинскую налоговую систему?

М. Г.: Сама система в основном нормальная. Иногда, конечно, можно найти легкий путь для решения того или иного вопроса, но мы всегда работаем в соответствии с локальными законами и системой.

«&»: Насколько важен для Canon украинский рынок?

М. Г.: Отвечу цифрой: доля Украины в объеме Canon North-East OY на территории СНГ, стран Балтии в среднем – 15-20%.

«&»: Насколько сильно повлиял на ваш бизнес кризис 1998 г. и удалось ли компании ликвидировать его последствия?

М. Г.: Экономический кризис действительно довольно ощутимо ударил по бизнесу, и это касается не только нашей компании. В августе 1998 года компания Canon вообще приостановила свою деятельность на месяц в Украине и на два – в России. Но уже через полгода мы вышли на доавгустовский уровень по всем показателям. Сейчас объемы продаж в Украине не меньше, чем в позапрошлом и прошлом годах. Для сравнения: в России объемы продаж сократились на 50%.

«&»: А как влияет на работу представительства Canon сегодняшняя экономическая ситуация в Украине?

М. Г.: На ведение бизнеса каждой компании влияют десятки факторов, поэтому нельзя говорить обособлено только об экономической ситуации. Конечно, на бизнесе сильно сказывается экономическая нестабильность, когда не знаешь, что будет завтра и не можешь ничего планировать. Но ведь и политическая ситуация важна. Компания Canon, например, с большим интересом следила за ходом президентских выборов в Украине.В глобальном же масштабе, благодаря тому, что бизнес Canon равномерно распределен в Америке, Японии и Европе, мы устойчивы к влиянию внешних факторов, таких как финансово-экономические кризисы в отдельных регионах.

«&»: Любой бизнес делают люди. Существуют ли особые принципы подбора персонала в украинское отделение Canon?

М. Г.: Принципы общепринятые для Canon: профессионализм и высокие личностные качества. Но ощутимый дефицит высококлассных специалистов создает необходимость дорожить своими сотрудниками. Отчасти поэтому для нас важно даже не образование и стаж работы, а желание человека чему-то научиться.Что касается личностных качеств наших сотрудников, то требования зависят от специальности. Например, бухгалтер должен «любить цифры» и быть аккуратным. Менеджер по продажам тоже должен «любить цифры», но по-другому. Но необходимо, чтобы все сотрудники имели открытый взгляд на вещи и «расли» вместе с компанией.

«&»: Какие по-вашему стимулы и рычаги являются самыми эффективными для управления украинским персоналом компании?

М. Г.: Мы используем общепринятую в мире и достаточно эффективную систему материального и морального стимулирования – систему бонусов – учет персонального вклада каждого работника в бизнес компании. Раз в три месяца мы подводим итоги нашей деятельности, и каждый работник получает то, что действительно заслужил.

«&»: Приветствуется ли руководством компании инициативность сотрудников?

М. Г.: Тут тоже дифференцированный подход: инициатива сотрудников должна быть в рамках их компетенции. Но в целом мы поощряем инициативность. Хотя это не значит, что новые идеи тут же воплощаются в жизнь, для начала мы их совместно обсуждаем.

«&»: Насколько вы, как глава представительства, вольны в принятии решений?

М. Г.: В нашей компании работать довольно легко, служебная пирамида не очень высока: например, у меня только два начальника – ассистент генерального менеджера и президент Canon North-East OY. Если мы работаем в соответствии с бюджетом, то можем принимать те решения, которые считаем необходимыми.Представительство компании в Украине – это «глаза и уши» Canon на этой территории. Главе представительства легче реально оценить ситуацию и принять правильное решение.

«&»: Что вы вкладывается в понятие «корпоративная культура» Canon?

М. Г.: Корпоративная культура Canon базируется на принципах Kyosei: сотрудничество во имя лучшего будущего, гармония между человеком и машиной, человеком и технологиями, человеком и окружающей средой. Компания не занимается военными разработками и решила проблему утилизации отходов. Это, кроме действительной пользы обществу, создает нашей компании и соответственно продукции имидж дружественной человеку, что привлекает потребителей во всем мире. К тому же стремление быть ответственным членом общества, по моему мнению, не только корпоративная культура компании, но и то, что отличает в стратегическом плане Canon от других компаний.

«&»: Относятся ли к стратегии продвижения товара на рынок методы вашего сотрудничества с дистрибьюторами?

М. Г.: Конечно. Прежде всего мы относимся к ним как к партнерам по бизнесу. Мы даем своим дилерам большие льготы, потому что для нас очень важно развивать дистрибьюторскую сеть. Но и требования высоки. Кроме продажи продукции, дистрибьюторы должны заниматься ее продвижением, организовывать рекламные кампании. Представительство периодически проводит так называемые дилер-митинги, на которых анализируются результаты труда каждого. Помимо того, мы сообща планируем дальнейшее ведение бизнеса.

«&»: Опишите типичного клиента Canon.

М. Г.: Мы нацелены на клиентов, которым необходимо высокое качество продукции. Хотя очень богатых клиентов не так уж и много. Для нас они интересны тем, что имеют возможность купить новую и достаточно дорогую продукцию. В основном, мы ориентируемся на бизнес среднего класса. Добавлю, что типичный клиент Canon – корпоративный клиент.

«&»: Существует ли понятие «специфика украинских вкусов»? Если да, то в чем, по-вашему, его суть?

М. Г.: Скорее, существует понятие «специфика постсоветских вкусов». Потому что, например, в России и Украине потребители очень похожи. Кроме того, что они предпочитают дешевые товары, покупатели очень сконцентрированы на технических характеристиках продукции и иногда знают больше технических деталей, чем продавец.

«&»: Какие компании, работающие на рынке Украины, вы считаете своими серьезными конкурентами и какие методы конкурентной борьбы для вас приемлемы?

М. Г.: Так как диапазон нашей продукции очень широк, то нужно говорить о конкуренции в каждой отдельной отрасли. В целом мы смотрим на конкуренцию как на положительное явление. У нас достаточно много конкурентов и Canon уважает их, так как они тоже профессионалы в своем деле. Конкуренция дает нам хороший повод для постоянного развития и совершенствования нашего бизнеса.

«&»: Каковы планы компании в Украине на ближайшее будущее?

М. Г.: Мы предполагаем расширить дистрибьюторскую сеть. Кроме того, если ситуация будет стабильной, планируем увеличить объемы бизнеса в Украине.

СПРАВКА «&»

Canon Inc.

Дата основания: 1937 г.

Вид деятельности: производство и продажа копировальной техники, продукции компьютерной периферии (принтеры, сканеры), фото- и видеопродукции (всего более 500 видов).

Штат: 75 тыс. сотрудников.

Годовой оборот: $24 млрд. в 1998 г.

Центральный офис: г. Токио (Япония).

СПРАВКА «&»

Представительство Canon North-East OY в Украине

Дата основания: 1997 г.

Вид деятельности: продвижение на рынок продуктов Canon (копировальной техники, компьютерной периферии: принтеров, сканеров; факсимильных аппаратов; фото- и видеопродукции); маркетинговые исследования, рекламные акции.

Штат: 10 человек.

Партнеры: MTI, E.R.C., «Эликс-Центр», ЭТК «Трейдинг», BMS, «Юг Контракт», «Фокстрот», Delta Copy и др.

Залишити відповідь