В ресторанах IRT (Interactive Restaurant Technology) все интерактивно: пол, стены, барные стойки, витрины, перегородки. Детали интерьера не просто легко меняются – они взаимодействуют с посетителями, реагируют на жесты, движения, прикосновения. Можно совместно просматривать на столе фотографии или видео, а еще – отправить открытку-смайлик любому посетителю этого ресторана или другого аналогичного заведения.
Начиналось все 11 лет назад. Еще во время учебы в киевском политехе Дмитрий Костик зарегистрировал с приятелями Kodisoft. Свой основной капитал команда единомышленников заработала, создавая многофункциональные программно-аппаратные комплексы. Однако пять лет назад, наигравшись с предыдущими проектами, они задумались о выборе новых направлений деятельности. На обсуждение потратили несколько месяцев, провели очень жесткий отсев – искали отрасли, в которых давно не было каких-то значимых изменений, обладающие серьезным потенциалом. Эти критерии позволили сузить перечень отраслей до ресторанного бизнеса, индустрии моды и красоты, общего и семейного консалтинга. Из прикладных направлений рассматривали телевидение, а также все с приставкой «нейро»: нейробиологию, нейрофизиологию и проч. В итоге остановились на индустрии КаБаРе.
Затем в поисках прорывной идеи объехали добрую половину Европы, побывали в США и Канаде. Повсюду встречались с профессиональными рестораторами, владельцами и управляющими кофеен, старались разобраться в том, что более всего ценят потребители. Постепенно сформировалось четкое понимание того, что, какой бы качественной ни была кухня ресторанов и кофеен, посетители приходят туда прежде всего за эмоциями и атмосферой.
Многомесячные исследования компании показали: в современных ресторанах атмосфера достигается чаще всего за счет интерьера и качественного обслуживания. Хорошие рестораторы знают об этом и стараются обновлять интерьер примерно раз в пять лет (более частые обновления хотя и необходимы, но нерентабельны для бизнеса в целом). Вот почему команда Kodisoft решилa развивать рестораны, в которых можно было бы менять интерьер часто и без обременительных затрат. Более того, делать это в соответствие с запросами и потребностями посетителей.
Первый ресторан назвали Oshi – он появился в январе 2012 г. в кипрском городе Лимасол.
Дмитрий, почему вы открыли свой первый ресторан на Кипре?
К выбору Кипра мы подходили стратегически. Это страна с очень большим потоком туристов, из которых более 60% европейцы, в том числе британцы, и 30% – жители СНГ. Для меня очень важно было, чтобы первой страной, где появится наш ресторан, стала именно такая. Я хотел понять, как люди с различным менталитетом реагируют на новые технологии.
Почему вы выбрали Лимасол, а не какой-то курортный город?
Кроме Лимасола, мы рассматривали еще Протарас. Съездили, поспрашивали у людей, зачем они приезжают в Протарас. Нам постоянно отвечали: «Хотим развлечься, потусить». Протарас – действительно самое тусовочное место на острове с огромным количеством ночных клубов. А Лимасол более культурный – город государственных учреждений с хорошим историческим центром. Я его чувствую больше как достопримечательность, нежели усложненность. Современная культура, но тем не менее…
Кто производит интерактивные панели для ваших ресторанов?
Мы и производим. Продукт KoLight стал основой для стен, полов, витрин и всех интерактивных поверхностей, но для столов нам необходима была другая технология. Тогда мы решили посмотреть, что еще доступно. Получился список, включавший в себя инфракрасную рамку, емкостную технологию, интерактивные оккулянты и еще одну технологию наподобие той, которую использовала Microsoft для производства планшетов Surface. Все имевшиеся технологические решения нас не устроили либо по техническим (скорость реакции на движения, водоустойчивость и проч.), либо эстетическим соображениям. Пришлось самим придумывать. И ничего, справились.
Мы каждый раз не хотим этим заниматься, однако приходится, потому что уровень эстетического восприятия не позволяет нам, к примеру, ставить в ресторане столы с интерактивными рамками. Хотя в Тайбее был ресторан, в котором рамки использовались, но он уже закрылся.
То есть в мире осталось не четыре, а только три города с интерактивными ресторанами?
Уже два – в Москве ресторан тоже закрылся. Остались только в Лондоне и у нас, все нормально работают. Мы даже расширяемся.
Кстати, московский ресторан был лишь частично интерактивным. Скажем так, если в одном из залов кофейни интерактивные столы поставить, а в другом – нет, то заведение ни в головах людей, ни с точки зрения его позиционирования на рынке автоматически не превратится в интерактивное. В меню того ресторана даже картинки отсутствовали, имелся лишь перечень блюд. Да и сам процесс заказа выглядел довольно забавно: надо было позвать официанта и показать ему на экране то, что ты хочешь заказать.
По сути, ситуацию с интерактивными ресторанами можно сравнить с iPhone и другими предложениями Apple. До них реально была уйма устройств с сенсорными экранами, но пользоваться ими было неудобно. А тот пользовательский опыт, который дает iPhone, ни с чем не сравним – совершенно другие эмоции.
Кто у вас занимается составлением меню?
Местные партнеры. Они не только разбираются в специфике бизнеса, но и лучше понимают предпочтения посетителей ресторанов на Кипре или в Дубае.
Предположим, несколько посетителей одновременно захотели настроить разный интерьер. Возникнет ли в этом случае проблема?
Мы делим ресторан на зоны. Есть эксклюзивная область – стол: делай что хочешь. Если гость сидит у стены, позволяющей выводить не нее изображение, то у него эксклюзивное право. Все просто.
Как в Арабских Эмиратах узнали о вас?
Как только мы открыли ресторан на Кипре, люди начали нам писать, мол, хотим. Мы с некоторым снисхождением отвечали им, что подумаем.
В Дубае было несколько претендентов. Мы провели более десятка встреч и отобрали одного человека, с которым теперь сотрудничаем. Он думает в том же направлении, что и мы, способен воплотить общие идеи в жизнь. Этот человек – не профессиональный ресторатор, а госслужащий. Кстати, на Кипре мы тоже сотрудничаем с непрофессиональным ресторатором.
Возникали ли у вас сложности в ходе получения разрешений или общения с госорганами этих стран?
В Дубае с разрешениями, необходимыми ресторану для работы, все обстоит очень серьезно – как минимум пять инспекций. Требуется установить в ресторане шесть камер видеонаблюдения, делать записи и хранить их шесть месяцев… То есть очень много законодательных требований.
Тем не менее если есть желание и мозги, всему можно очень быстро научиться и работать гораздо эффективнее тех, кто, допустим, владеет 20 ресторанами. Им, возможно, даже сложнее будет вникнуть в новую культуру, потому что здесь и модель заработка немного отличается от той, к которой они привыкли. И вообще много других отличий. Мы на Кипре в этом убедились.
Сколько времени лично вы уделяете управлению ресторанами, ведь они же находятся не в Украине?
Сегодня мы пользуемся тем, что у нас есть, – уникальной технологией и реально работающей бизнес-моделью. Я не лезу в управление вообще. Если ресторан зарабатывает деньги, зачем туда лезть? Изначально с партнером мы проговариваем правила игры. Договариваемся о том, что если ресторан неуспешен – а это не интересно ни партнеру, ни мне – он соответственно теряет право эксклюзивности. Вот и все.
Собираетесь ли открывать рестораны под брендом IRT поближе к дому?
В Украине или России я пока не нашел партнера, с которым хотел бы реально делать бизнес. Хотя украинский рынок абсолютно свободен. Прямых конкурентов у нас нет. По-моему, в Украине между собой воюют только сетевые заведения, например, одна сеть суши-заведений с другой. Но мне кажется, что они воюют больше за имидж, чем за клиентов, так как я не вижу людей, пересекающихся у них. Одна сеть более дешевая, а другая, на мой взгляд, играет в более дорогом сегменте.
Если мы возьмем Штаты или тот же Кипр, то там надо «бодаться» за клиента. В Лимасоле напротив нашего ресторана находится один рыбный ресторан, слева по диагонали – другой. Есть греческий ресторан. Кроме того, рядом – улочка с ресторанами. Наверное, владельцы соседних заведений обижаются на нас за то, что у нас обычно полный зал, а у них – почти никого. Но это рынок, конкуренция.
Расскажите о своих планах работы в Канаде.
Сейчас мы решаем, какой город выбрать: Торонто или Ванкувер. Второй лично мне безумно нравится как место с колоссальной природой. Рынок там достаточно консервативный, с точки зрения местных жителей. В городе очень много образовательных учреждений. И деловой центр достаточно сформировался.
Там будет демократическая версия кафе или ресторан и кафе?
Мы пока открываем только рестораны. По среднему чеку думаем еще. Для сравнения: на Кипре у нас в ресторане средний чек чуть-чуть выше, чем средний показатель по Кипру. У нас €33 на человека, а средний показатель – €29,8. В Дубае средний чек – $26.
Говорят, вы собираетесь провести IPO…
Публично я об этом не заявлял, но собираемся. Хотя мне не особо хочется. Точнее, может, и хочется для какой-то галочки, но с точки зрения миссии компании в этом нет необходимости. В этом есть стратегическая необходимость для уже сформировавшегося финансового рынка. Его игроки знают правила игры и понимают, как все работает. Когда компания становится публичной, это является демонстрацией того, что у нее все хорошо, она имеет историю и заделы на будущее.
Это наверняка может привести к распространению ее идей и технологий – продавать франшизы станет в разы легче. А это приблизит нас к изначальной мечте – изменить отрасль.