Павел Кузнецов, народный депутат Украины, КПУ:
– Конкретной преградой интеграции Украины в европейский рынок являются прежде всего экономические отношения. У европейцев сложились свои внутренние рыночные связи, и они сейчас с трудом «переваривают» все то, что «наглотали» (к примеру, Грецию, Португалию, Восточную Германию, Венгрию). Поэтому Украина со своими традиционными товарами, которые характеризуют ее, скажем, как агента внешнеторговых операций, Европу совершенно не интересует. Ее не интересует ни украинский металл, ни украинский хлеб, ни украинское мясо, ни молоко. И напротив – Украина выступает как серьезный конкурент в области производства этих товаров, учитывая минимальные издержки, которые у нас существуют. Поэтому Украина нужна Европе не как ассоциированный член ЕС, а в роли определенного буфера между Европой и «азиатским натиском».
Роман Бессмертный, народный депутат Украины, фракция НДП, представитель президента в ВР:
– Абсолютно зрозумiло, що економiчне iнтегрування i в пострадянський простiр, i в європейський буде проходити незалежно вiд чиїхось бажань. Бiзнес розвивається i проникає на тi ринки, якi сьогоднi вiльнi. Тому з позицiї iнтегрування я б сказав так: грошi йдуть туди, де їм вигiдно працювати.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– Это задача, которая, на мой взгляд, не противоречит целям более эффективного, более тесного сотрудничества с Россией, и в том числе не противоречит работе российского капитала в Украине.
По моему мнению, можно тысячу раз проиграть национальный интерес, неэффективно сотрудничая с Европой, можно тысячу раз выиграть национальный интерес, эффективно сотрудничая с Россией. А можно проиграть с РФ и выиграть с Европой – это зависит от того, насколько профессионально наша правящая элита будет отстаивать национальные интересы, а не подходить к этому с такими примитивными мерками, которые годятся только для выступления на митинге.
Александр Гудыма, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
– На мiй погляд, на перешкодi може стояти тiльки сама Україна, i справа лише в самих українцях, у їхнiй нездатностi рiшуче здiйснювати кроки, якi записанi, зокрема, в програмi «Реформи заради добробуту». Немає жодних серйозних чинникiв, якi б перешкоджали нашiй державi здiйснювати прозору полiтику. Якщо є полiтика iнтеграцiї до Європейського Союзу, вона повинна здiйснюватися. I не можна ховатися за багатовекторнiстю, тому що багатовекторнiсть означає непрозорiсть. Україна говорить, що вона хоче стати членом ЄС, i в перспективi заявляє про декларацiї стати членом НАТО. Отже, ми повиннi добиватися свого, не оглядаючись на сусiдiв.
Валерий Череп, председатель Государственного комитета по строительству, народный депутат Украины, фракция СДПУ(о):
– Даже если кто-то и создавал бы преграды на пути интеграции Украины в Европу, это бесполезно, потому что сама жизнь заставит такие преграды убрать и двигаться вперед. Внешняя политика Украины должна быть многовекторной, об этом неоднократно заявлял и президент. Значит, нам необходимо интегрироваться во все институции Европы. С другой стороны, это совершенно не мешает Украине на экономически выгодных партнерских отношениях работать во многих отраслях и со странами СНГ. Тем более, что во многом наши страны технологически связаны. Поэтому мы должны рассматривать все то, что сегодня приемлемо для экономики Украины, не отбрасывать ничего, при этом ни в коем случае не ущемляя наши национальные интересы.
Тарас Чорновил, народный депутат Украины:
– Нам шкодить та Росiя, яку ми пустили в українську економiку. З одного боку – росiйський капiтал, який тут вже повнiстю обжився, а з iншого – українське чиновництво, що зацiкавлене працювати радше з корумпованим росiйським капiталом, нiж з вiдносно чесним європейським капiталом. Так що, напевно, справа в нас.
Юрий Кармазин, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
– На мой взгляд, самым большим врагом экономической войны против Украины является сегодня сама Украина. И в первую очередь – ее чиновники, включая президента. Именно они прозевали введение пошлин и НДС на украинские товары, из-за них Россия фактически начала широкомасштабную экономическую войну против Украины. Вместо того чтобы защищать интересы государства, они все время молчали, и тем самым доказали существование комплекса второсортности.
У Украины как у государства такого комплекса не существует. Он есть только у бывшей партноменклатуры, которая сегодня находится у власти. Поэтому я считаю, что на действия Российской Федерации, на их тотальную экономическую войну против всех украинских товаров надо было отвечать адекватными мерами. Политика Украины должна быть не пророссийской и не прозападной. Политика должна быть проукраинской, а отношения и с Западом, и с Россией – взаимовыгодными.
Алексей Костусев, народный депутат Украины, председатель Комитета ВР по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций, группа «Трудовая Украина»:
– Нет никакой преграды, кроме той, которая состоит в нас самих. Основы нашей международной политики были изложены в инаугурационной речи президента, и в ней четко расставлены приоритеты: Россия, Европа и США. Мы – независимая страна и должны исходить из своих национальных интересов. Не думать о том, как нас используют американцы или россияне, а думать о том, каким образом выстроить политику, чтобы все эти три вектора были уравновешенными и дополняли друг друга.
Александр Рябченко, народный депутат Украины, председатель Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации:
– Преграда интеграции в Европу – закрытость, непрозрачность экономики Украины, внедрение капитала неизвестного происхождения. В условиях непрозрачной экономики лучше себя чувствует тот капитал, который привык к теневой экономике, в том числе и российский. Поэтому, когда говорят об опасности для Украины, например, капитала российского, я однозначно согласен с тем, что для нас опасен любой темный капитал. Я думаю, что часть российского бизнеса, конечно, против открытости экономики и интеграции Украины в Европу из-за нежелания столкновения с крупным европейским капиталом.
Тарас Стецькив, народный депутат Украины:
– Один iз факторiв, далеко не самий головний, – те, що у деяких росiйських сировинних монополiстiв може бути iнтерес «прив’язати» до себе українського споживача, бо для них це ринок збуту. Домiнуючi перешкоди, на мiй погляд, – внутрiшнi, українськi фактори. По-перше, це вiдсутнiсть конкурентоздатностi. По-друге, конкурентоздатнi галузi – в основному це чорна металургiя i сумiжнi галузi – на сьогоднi не вiдiграють ключової ролi в свiтовому розподiлi працi. Третiй фактор – вiдтiк високоiнтелектуальної робочої сили, яка не дає можливостi створювати високi технологiї.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Главным внешним препятствием является Москва. А главным внутренним препятствием – Леонид Кучма.
Александр Чародеев, народный депутат Украины:
– Серьезными причинами, я считаю, могут быть наша внутренняя нестабильность, коррупция, метания в экономике, политике, дискредитация политической власти. А Россия не является преградой. Россия боится интеграции Украины в Европу и НАТО, потому что это может сильно ослабить ее позиции в отраслях, где срослась наша промышленность (например, космическая и военная отрасль).
Борис Олийнык, народный депутат Украины:
– Тiльки її несамостiйнiсть у всiх питаннях. Якщо Україна хитається зi сходу на захiд i з пiвдня на пiвнiч – оце єдине, що їй стає на завадi. А посилатися на те, що хтось тисне, скажiмо, з Росiї чи з Америки, можуть тiльки тi, хто не вiрить у суверенiтет України. Хоча такий тиск є, але я стою на тому, що, коли нам уже подарували суверенiтет, то треба принаймнi ним нормально розпорядитися.
Виктор Суслов, народный депутат Украины, экс-министр экономики:
– У меня вызывает большое сожаление, что бывший министр иностранных дел Украины, Геннадий Удовенко, очень опытный дипломат, делает подобные заявления. Эффективное сотрудничество с Россией вполне понятно и не противоречит интеграции Украины в ЕС, вхождению Украины в другие международные организации, поэтому не надо эти процессы противопоставлять. Известно, что Украина имеет сегодня наибольший рынок именно в РФ. По объему товарооборота Россия является главной страной для Украины, и с этим надо считаться. Именно Россия покупает украинскую продукцию, которую невозможно реализовать в европейских странах и в США. Следовательно, Украина должна бороться за российский рынок. И один из основных методов такой борьбы – участие Украины в различных совместных организациях с Россией, заключение двусторонних и многосторонних союзов.