Киевский художник-график Сергей Поярков о том, что нужно уметь и что нужно делать для того, чтобы стать коммерчески успешным

Киевский график Сергей Поярков принадлежит к новому поколению украинских художников. Еще в советские времена у него были известность и хорошие перспективы роста на родине. Однако он не остановился на достигнутом – начал свое продвижение на мировой арт-рынок. Художник утверждает, что добиться успеха на нем можно лишь действуя по законам арт-бизнеса – научившись совмещать талант и умение быть хорошим менеджером.

«&»: Сергей, когда вы поняли, что с помощью графики можно зарабатывать деньги?

С. П.: Обычно, когда начинаешь заниматься живописью, о деньгах вообще не думаешь. Мысли, что увлечение, кроме морального удовлетворения, может принести еще и деньги, приходят уже в более зрелом возрасте. Даже когда мои «огоньковские» картинки начали «приносить» популярность и известность, я не концентрировался на вопросе заработка. Потому что мне и так зарабатывалось неплохо – работал со многими издательствами и всегда относился к категории художников, которые не голодают. А секрет прост – я умею профессионально делать свое дело.

«&»: А почему в Украине нищенствуют столько художников, имеющих академическое образование и считающих себя профессионалами?

С. П.: Академическое образование, полученное в художественном институте, играет роль асфальта, который на вас кладут, как на местность. И оно, в определенной степени, убивает творческую индивидуальность. Следовательно, художник должен своей «травой» через него прорасти. Если творческая индивидуальность достаточно сильна, чтобы взломать «асфальт», значит, живописец сдал жизненный экзамен.

Я делаю очень иллюстративную графику – высокое искусство, которое стоит на грани иллюстрации. Поначалу мне говорили: «Что вы, ведь это очень иллюстративно!». Моя непохожесть раздражала критиков. Но ведь именно в этом отличии от общепринятого и заключается моя успешность!

А теперь вернемся к вопросу о деньгах. Художник, который не только умеет рисовать, но и берет на себя труд научиться профессионально изображать все, что он хочет, просто обречен на безбедное существование. Почему? Да потому что, скажем, если ребенок не может (не умеет, например) что-то нарисовать, он так и говорит: «Я не умею». А когда взрослый не умеет рисовать, но рисует, он говорит: «Я так вижу». На арт-рынке есть художники, работающие по принципу «Я так вижу», и те, которые говорят: «Я так умею». И чтобы художник смог показать «Вот как я умею!», ему нужно долго учиться. А чтобы показать «Вот как я вижу!», достаточно, в принципе, эмоциональной настойчивости.

Художники, выступающие в категории «Я так умею», не могут умереть на помойке, очерняя окружающих и обвиняя весь мир в том, что «их не поняли». А вот художникам, выступающим в категории «Я так вижу» нужно еще доказать всему миру, что это «видение» стоит того, чтобы платить за него большие деньги.

«&»: Другими словами, профессионализм – это еще не успешность?

С. П.: Конечно. Профессионализм – это лишь основа. А успешность…

Профессия художника чем-то сродни профессии манекенщицы: 90% соискательниц, как правило, остаются не у дел. Если ты хочешь быть «звездой» – художником, который, декларируя свое творчество, может заработать на достойную жизнь, значит, должен в жесточайшей конкурентной борьбе доказать это свое право.

«&»: Сергей, сейчас вы достаточно успешный художник. А были ли у вас трудности с продажей картин в начале карьеры?

С. П.: Не было. Я всегда был человеком, у которого все в порядке, и в материальном плане тоже. Потому что я трудоголик по жизни. Причем профессиональный.

Я чувствовал себя достаточно хорошо в материальном плане как в советское время, так и в постсоветское. Как в Америке, так и в Украине у меня всегда была конкретная точка приложения своих сил. Я всегда находился в ситуации выбора между навалившимися на меня возможностями. И всегда мог себе позволить выбрать даже не ту работу, за которую больше платят, а ту, которая мне больше нравится.

У каждого в жизни есть шанс. Только одни используют его на 100%, а другие – на 0,5%. А некоторые, кроме тех шансов, которые случаются «по жизни», в 20 раз больше себе нарабатывают. И поэтому, бывает, со стороны кажется: ну на человека везение просто валится. А ведь это не так. За этим всегда что-то стоит.

Скажем, у одного художника было 200 задумок и наработок, из которых 14 сработало. А у другого – 3 идеи, из которых за это же время не сработала ни одна. Последний думает: как же мне не везет. Но, дружище, ведь у коллеги было 200 идей, а у тебя – 3. И вполне нормально, что эти три провалились. Просто ты не взял на себя труд зайти в 200 мест. Работать нужно!

«&»: Вы сказали, что конкуренция среди художников жесткая. А каковы методы конкурентной борьбы?

С. П.: Среди неуспешных художников основной метод – критика более успешных коллег, сплетни. Меня, например, многие обвиняют в том, что я, дескать, коммерческий художник. Но любой художник хочет быть коммерчески успешным и продавать свои работы. Это лицемерие, когда он утверждает обратное.

Когда нищий художник говорит о богатом, что тот «коммерческий», это смешно. Ведь и бедный художник хочет продать свои работы. Притом за максимально большие деньги. Так что пусть сначала добьется того же, а лучше – еще большего, и только потом осуждает. А фокус прост: как только художник получает какую-то самореализацию, он перестает критиковать коллег в персоналиях. Потому что у него появляется масса конкретных дел. Заметьте, художники состоявшиеся, богатые, никогда не критикуют других художников. Им просто нет до этого дела. И наоборот: чем меньше реализовал себя художник, чем больше в нем бунтует его ущербное эго, тем больше он поливает грязью успешных коллег.

О нашем проекте «Фигуративный мост» какая-то журналистка из «Столичных новостей» написала материал, где упрекает меня и Олега Пинчука в том, что мы успешные, коммерческие. Но ведь большей похвалы для художника и представить нельзя. Ведь и классики – Пикассо, Микеланджело, Рембрандт и т. д. – были коммерческими художниками. А 90% музейных коллекций состоят из работ, выполненных по заказу богатых «купцов».

«&»: Как стать успешным художником?

С. П.: Сделать мировой авторитет и деньги можно только предлагая что-то неповторимое и оригинальное.

Например, передвижники для всего мира останутся «итальянцами в лаптях». Весь мир всегда будет воспринимать «Гибель Помпеи» как бурлаков со Среднерусской возвышенности, переодетых в итальянские тоги. Это во все времена будет символом вторичности. И хотя Брюллов очень дорогой в России художник, в мире он никогда по стоимости и значимости не приблизится, скажем, к Малевичу. Потому что последний в свое время сказал что-то новое.

Но самое главное – художник, который хочет добиться успеха, должен четко понимать как работает мировой арт-рынок.

«&»: А как он работает?

С. П.: На мировом арт-рынке существует четкая градация имен. Есть художники первого уровня, которые еще при жизни зарабатывают десятки миллионов долларов в год (например, Марк Шагал). Ко второму уровню принадлежат художники, зарабатывающие в год примерно $1 млн. (скажем, Ю. Горбачев) и т. д. Я в мировом рейтинге принадлежу к художникам третьего уровня. (Я говорю «мировом», потому что в Украине вообще подобных рейтингов нет и, наверное, не скоро появятся.)

Есть маленький секрет, который почему-то до сих пор остается секретом для большинства наших соотечественников: с уровня на уровень можно перейти, но нельзя «вскочить», скажем, с 25-го уровня на первый. Например, тот же Горбачев, делая выставку с Шагалом, подготовил себе условия для перехода на первый уровень. Находясь на третьем уровне, я стремлюсь перейти на второй и делаю выставку с Юрой Горбачевым, который делал выставку с Шагалом, чем обеспечиваю себе хорошие перспективы роста.

«&»: Как художник может сделать себе имя?

С. П.: Чтобы сделать имя, необходимо в первую очередь многому научиться. Во вторую – никогда не опускать руки, работать. Кроме того, художник должен, как и любой продавец, уметь общаться с людьми.

Да и вообще, никто не будет «раскручивать» художника до тех пор, пока он сам не «раскрутит» себя до определенного уровня. Дилер в мировой системе арт-бизнеса начнет вами заниматься только тогда, когда станет ясно, что и без него вы сможете заработать в год хотя бы $100-200 тыс. А он возьмется за то, чтобы поднять эту планку до $2 млн.

Так что из десяти примерно одинаково талантливых художников жизнь (в лице дилера или галереи) выбирает одного. Наиболее стабильного, разумного и понимающего момент. А если эти критерии отбора объединить, то можно сказать, что успешным художник может стать, только научившись вести бизнес параллельно с умением хорошо рисовать.

СПРАВКА «&»

Сергей Поярков, художник, 35 лет

Образование: Киевский художественно-промышленный техникум, отделение художественного оформления, Киевское отделение Львовского полиграфического института им. И. Федорова, факультет искусства книги, Украинская академия искусств, факультет графики, мастерская книжной графики.

Творческая деятельность:

1989-1991 – работал в СМИ, в том числе в журналах «Огонек», «Юность», газетах «Собеседник», «Комсомольское знамя» и др. Иллюстрировал книги в киевских издательствах. Начал печататься за рубежом (Чехословакия, Болгария, Швеция).

1990 – получил главный приз на Международном конкурсе «Иллюстраторы будущего» (Лос-Анджелес, США).

1991-1992 – работал в США как иллюстратор книг.

1992 – Гран-при Fandom Directory (США).

1993-1994 – работал в Киеве в области рекламы, дизайна и книжной иллюстрации.

1995 – участие в 53th World Con.95 Art Show (Глазго, Великобритания).

1996 – второе место среди профессионалов и награда за лучшую коллекцию представленных работ на World Con.96 Art Show (Лос-Анджелес, США).

1997 – участие в 55th World Con.97 Art Show (Сан-Антонио, Техас, США); Две выставки в Саарленде (Германия); Всемирная конвенция Fantasy (Лондон, Великобритания).

1998 – участие в 56th World Con.98 Art Show (Балтимор, США); Главный приз Best in Show на Dragon Con (Атланта, США); Несколько выставок в Германии.

1999 – участие в Dragon Con (Атланта, США); World Comicon (Сан-Диего, США); 4-е место на Fantasy Contest (Нью-Йорк, США).

1999 – Галерея «Плеяды» на Бродвее в Сохо (Нью-Йорк, США); Галерея «Олимп» (Киев); Галерея Саарбрюккенской ратуши (Германия); 5 работ приобретены для Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Putgers, the State University of New Jersey the Norton and Nancy Dodge Collection (США).

2000 – Национальный художественный музей Украины (г. Киев); Музей западного и восточного искусства (г. Одесса); MegaCon 2000 (Орландо, Флорида, США).

Электронная почта: s.poyarkov@usa.net

Залишити відповідь