План Кулебы: Поможет ли “нормандский формат” в газовой войне против России

ecdbedefaeabadcef

Наблюдая за ценовыми рекордами газа в Европе, который превысил отметку в 1250 долларов за тысячу кубометров, немало украинцев чувствуют какое-то отчасти оправданное злорадство. Вот, мол, не боролись против “Северного потока — 2” — теперь получаете платежки с трехкратным ростом стоимости непосредственно газа, и как минимум двукратным — электричества. Можете выходить на “тарифные майданы”.

Отчасти это злорадство можно понять. Поскольку поводы для него есть, а подземные газовые хранилища дают Украине возможность пережить эту зиму, не особо напрягаясь из-за вероятной нехватки газа до момента потепления.

Впрочем, в этой ситуации не все так просто. Ведь неистовый газовый шантаж Европы, который развернула Россия, имеет определенную цель. Которая заключается в том, что Кремль хочет немедленно получить разрешение на начало эксплуатации “Северного потока — 2”. И, более того, исключение этого газопровода из норм третьей энергетической доктрины ЕС, что позволило бы “Газпрому” на 100% заполнить поток своим газом, не имитируя создание “независимого оператора”.

И в случае, если непомерный рост цен на энергоносители для населения таки спрогнозирует пару-тройку существенных политических кризисов в странах ЕС, у Путина есть все шансы получить желаемое. Газ пойдет исключительно через “Турецкий поток” и два “Северных потока”.

В результате Украина не только останется без доходов от транзита. Мы еще и предстанем перед необходимостью покупать газ непосредственно у России — по определенной Кремлем цене. Поскольку механизма “виртуального реверса” в виде покупки газа, законтрактованного европейскими компаниями, непосредственно на российско-украинской границе, больше не будет.

Для понимания того, насколько реальна эта угроза, достаточно посмотреть на один простой процесс. 1 октября Венгрия перешла на газ из “Балканского потока”. За три дня транзит газа для Венгрии через Украину фактически обнулился. И в тот же момент Украина, по данным Укртрансгаза, прекратила закачку в подземные хранилища. Затем венгерская сторона заявила, что некий транзит на самом деле сохранился. А в Киеве опровергли, что речь идет не о транзите — а о получении европейскими клиентами газа, который хранился в украинских хранилищах. Будем надеяться, что именно так и есть — а подразумевается попытка продать немного газа в Европе на волне ценового безумия.

Конечно, на улице осень, газ нужен Европе, и цены на него достаточно высоки. Но подобные совпадения немного беспокоят. И не вызывает сомнения тот факт, что запасы в подземных хранилищах рано или поздно закончатся. Рано — это в начале весны, а поздно — это летом. Зато возможности “виртуального реверса” будут постоянно сокращаться. Возможно — постепенно. А может, в случае капитуляции ЕС перед требованиями России — и мгновенно.

И при таких условиях логично было бы, если бы Украина использовала свой шестимесячный запас времени для каких-то радикальных действий. Например, нарастив собственную добычу газа — которая непрестанно падает третий год подряд, при том, в основном, на государственных добывающих компаниях в лице АО “Укргаздвидобування” и ОАО “Укрнафта”. Которые и за 6 месяцев этого года добыли на 5-7% газа меньше, чем в прошлом году.

Или начав долгожданную добычу на шельфе. Ну хорошо, не начав — а по крайней мере подписав обязывающий контракт с каким-то адекватным международным партнером. Или, страшно сказать, начав строительство терминала для регазификации сжиженного газа с танкеров под Одессой, о чем периодически говорили все президенты Украины от Леонида Кучмы начиная.

Зато в реальности правительственная активность на эту тему ограничивается заявлением главы МИД Дмитрия Кулебы о необходимости вынесения вопросов, имеющих отношение к “Северному потоку — 2” и проблем газовой безопасности Украины, на переговоры в рамках “нормандского формата”. Конечно, это лучше чем ничего. Но, если учесть эффективность “нормандского формата” в вопросах установления мира на Донбассе, за энергетическую безопасность становится немного страшно. Как не добавляет оптимизма и тот факт, что из всех правительственных ведомств гласно вопросами обеспечения газом активно занимается именно МИД.

Можно сколько угодно говорить про большое “водородное будущее”, которое станет источником доходов и оживит украинскую ГТС. Но до него еще надо дожить, потому что даже при оптимальном развитии событий доля водородной энергетики в нашем энергетическом балансе станет заметной не раньше середины 2030-х.

Зато сейчас имеем ситуацию, при которой возможность получения Укрины газа по адекватной цене и в достаточных объемах постоянно сокращается. А противостоять этому должны участники переговоров в “нормандском формате”, которые даже на уровне руководителей МИД сейчас не в состоянии сесть за один стол.