Первый завод по изготовлению моторного масла был открыт еще в XIX столетии Джоном Эллисом. Тогда существовало лишь несколько типов присадок для двигателя, а сегодня их выбор настолько широк, что разобраться непросто даже опытному автомобилисту.
Но, наиболее интересен именно процесс изготовления этих веществ. Поэтому, рассмотрим подробнее, из какого сырья производят смазочные материалы для моторов, а также из каких шагов состоит процесс изготовления, и на каком именно оборудовании можно реализовать все эти этапы эффективнее всего.
Сырье
Минеральное масло производят из нефти. Но, перед тем, как попасть на завод, это сырье проходит несколько этапов выпаривания легких бензольных соединений (керосин, спирт и т.п.), и поступает на производство в виде мазута.
Многие подумают, что мазут настолько густой, что уже может использоваться в качестве смазки. Но, дополнительно это вещество очищают вакуумным методом, разделяя на гудрон и масло.
Первые этапы изготовления соответствующего моторного масла
Гудрон, полученный после очистки нефти, никуда не пропадает, и отправляется в качестве сырья для изготовления асфальта. А вот полученное масло отправляется “своей дорогой” далее, чтобы в итоге стать качественной смазкой для двигателей. Рассмотрим эти этапы.
Этап 1
Выполняется процедура гидроконверсии с водородом. Газ отделяет основное сырье от азотных и серных примесей. Полученное масло относится ко II группе смазочных материалов.
Этап 2
В продукт добавляют разные присадки, в зависимости от особенностей двигателя, для которого это масло будет использоваться в будущем, а также погоды.
Например, летом используется более вязкое масло, а зимой – менее вязкое. Для бензиновых моторов используется масло с одним типом присадок, а для моторов, работающих на газе – другой тип.
Каждая присадка имеет свою температуру растворения. Некоторым необходимо 0 градусов, а другим от 100 до 150 градусов.
Все вышеперечисленные факторы заставляют производителей поочередно нагревать/остужать масло, чтобы “вывести” идеальный продукт, годящийся для конкретных моторов и конкретных погодных условий.
Агрегаты для компаундирования
Такие устройства применяются для смешивания сырья с присадками, так как просто нагрева недостаточно для получения высококачественной смазки. Процесс смешивания выполняется в специальной емкости с мешалкой, вентилятором или воздухом, подаваемым под высоким давлением.
Присадочные компоненты подают через специальные весовые дозаторы для жидкостей, чтобы соблюсти необходимые пропорции. Современные заводы по изготовлению моторного масла используют полностью автоматизированные агрегаты для компаундирования.
Это позволяет наладить максимально продуктивную в плане времени и финансово эффективную работу предприятия. Узнать подробнее о дозаторах, используемых на заводах по производству моторных масел и других веществ, можно на сайте https://flexmash.com.
Разновидности наборов присадок
Всего их может быть около десятка. Количество напрямую влияет на будущее качество и характеристики масла. К примеру, стандартное минеральное масло содержит:
- парафин;
- изопарафин;
- циклопарафин;
- поликонденсированные нафтены;
- моно- и полиароматические соединения.
Это далеко не исчерпывающий перечень использующихся веществ. Тем более, точные их пропорции и названия – коммерческая тайна каждого завода по изготовлению моторного масла.
Качество современной продукции и эффективность работы заводов
Процесс изготовления современного масла для моторов авто стал настолько эффективным, что уже стал на несколько десятков порядков выше, чем этот же показатель 10-20 лет назад.
А все благодаря специальному оборудованию, которое позволяет создавать продукт высокой окислительной стабильности, что значительно увеличивает его эксплуатационные сроки. И если ранее масло приходилось менять через каждые 4-6 тысяч километров, то сегодня вещество выдерживает около 10 000 км.
Кроме того, современное масло не теряет своих характеристик и при более высоких температурах. То есть, оно не провоцирует возникновение нагара и загрязнений. Стабильная вязкость вещества теперь не так сильно зависит от температуры окружающей среды и типа двигателя.
В результате, мотор автомобиля будет одинаково хорошо и стабильно работать как при изнурительной жаре, так и при лютом морозе. Побочный эффект такой работы – высокая защита всех движущихся элементов мотора и значительная экономия топлива.
Отработанное масло и экология
Увы, но в нашей стране ситуация с переработкой моторного масла довольно плохая. Так, лишь около 15-20% вещества попадает на вторичную обработку, а все остальное – уходит в грунт. Это негативно сказывается на всей биосфере Земли.
При попадании в почву, “отжившее свое” масло проникает в подземные русла, которые впадают в наши озера и реки. И это 100% скажется на нашем существовании, так как из наших кранов по факту течет “смертельная вода”.
Во многих странах Европы ситуация совершенно иная. К примеру, в Германии перерабатывается около 55% отработанного масла, что положительно сказывается на окружающей среде.
Но, вторичная переработка сырья стоит намного дороже. То есть, финансово это не выгодно. Поэтому, на крупных производствах просто сбрасывают эти отходы в землю или воду, по сути “гадят там, где живут” и забывают о будущем, думая лишь о своем обогащении.
Выводы
Моторное масло, перед тем, как попасть к конечному пользователю, проходит довольно длительный процесс “перевоплощения” из нефти в густой мазут, который затем обогащается присадками.
Современные заводы по изготовлению минеральных смазок работают в несколько десятков раз эффективнее, чем 10 лет назад. Но, довольно актуальна проблема загрязнения окружающей среды, которую пока не спешат решать.
И чтобы основать высококачественный, продуктивный и экологически безопасный завод по производству моторного масла, необходимо:
- обеспечить его современными эффективными агрегатами для работы с сырьем;
- организовать оперативную и недорогую линию переработки отработанного масла, чтобы внести свой вклад в спасение нашей планеты.