Прагматизм в основе

Уровень прагматизма и требований пользователей корпоративных IТ-систем растет. В ответ на это ведущие мировые поставщики не только создают новые решения, но и предлагают щадящие варианты их внедрения.

Шесть лет IТ-рынок ожидал бизнес-приложения нового поколения, анонсированные Oracle. Наконец, о доступности коммерческой версии Oracle Fusion Applications сообщил глава корпорации Ларри Элисон.

В октябре 2011 г., представляя новинку участникам конференции Oracle OpenWorld 2011, он подчерк­нул: «Это был огромный инженерный проект. Он занял несколько больше времени, чем планировалось, но я думаю, усилия и ожидания того стоили».

Не просто проект реконструкции

Oracle Fusion Applications охватывают семь основных функцио­нальных направлений: финансы, оценка рисков и соблюдение законодательства (GRC), а также управление человеческим капиталом (HCM), портфелями проектов (PPM), взаимоотношениями с клиентами (CRM), цепочками поставок (SCM) и закупками. В их основе лежит ряд концепций из предыдущих комплексов: к примеру, ERP-подходы взяты из Oracle E-Business Suite и PeopleSoft, лучшие практики CRM – из Siebel, а управления эффективностью – из Hyperion. И все же архитектура приложений Fusion принципиально отличается от предыдущих продуктов своей привязкой к платформе Fusion Middleware, то есть программного обеспечения связующего слоя. Ее отличие от многих существующих на рынке заключается в построении на открытых стандартах в части интеграции, BI, консолидации и очистки данных, а также управления безопасностью. Подобный дизайн предоставил пользователю свободу выбора. Ему больше незачем обращаться в IТ-департамент всякий раз, когда необходимо сконфигурировать новые бизнес-процессы или вид экрана, который требуется для работы. При этом изменения, внесенные пользователем, не затронут в будущем общую готовность компании к апгрейдам, а значит не потребуют от заказчиков крупных дополнительных инвестиций.

«Инициатива по созданию бизнес-приложений Fusion не была просто проектом реконструкции, который лишь освежил бы имидж традиционного набора модулей и технологий и расширил бы функциональность», – рассказывает Кевин Аттард, директор по продажам ERP-решений Oracle в странах Восточной Европы и СНГ. По его словам, работы начались с нуля, и во время разработки были использованы лучшие из существующих идей, а также новые технологии и дизайн бизнес-процессов. Кроме того, раньше клиентам приходилось выбирать между приложениями, работавшими либо в среде SaaS, либо в традиционной. Появление Fusion предоставило пользователям свободу выбора, поскольку теперь они могут быть развернуты непосредственно у заказчика, в «облаке» или гибридных конфигурациях.

«С точки зрения развертывания это действительно первая в мире линейка продуктов, реализованная в рамках одного программного кода, который может быть развернут как в рамках стандартной модели, так и в «облаке», – считает Ольга Беловолова, директор департамента бизнес-приложений Oracle СНГ. Не исключено, что со временем у компании появятся последователи, которые смогут обеспечить беспроблемную миграцию данных из одной модели в другую, и наоборот.

Как могут выглядеть на практике возможные сценарии развертывания Fusion Applications? По мнению компании, таковыми являются:
• стратегия совместного использования, то есть добавление модулей Fusion с новой функциональностью (например, Fusion Talent Review) к системе, существующей на предприятии (PeopleSoft или Oracle E-Business Suite), что расширяет ее возможности;

• развертывание целых линеек, к примеру, Fusion HCM, Fusion CRM или финансовых модулей, для замены устаревших приложений других поставщиков;

• переход на использование полного комплекта приложений нового поколения (этот вариант в основном подходит для небольших, но быстрорастущих организаций подобно сети ресторанов Red Robin, использующей приложения Fusion с начала этого года).

Стратегия продвижения Fusion Applications прагматична по ряду причин. Во-первых, более агрессивная попытка подтолкнуть модернизацию могла бы насторожить и испугать клиентов, ранее инвестировавших в предыдущие пакеты бизнес-приложений Oracle. Во-вторых, отсутствие давления позволит компании снимать сливки за техническую поддержку тех пользователей, которые предпочтут не предпринимать решительных действий для перехода. Подобный подход позволяет заказчикам при принятии решений об инвестициях ориентироваться прежде всего на свои бизнес-приоритеты и учитывать сложившуюся IТ-инфраструктуру.

Расчет на прагматиков

Небольшое отступление в теорию IТ-маркетинга. Давно известно, что потребители любого продукта делятся на новаторов, ранних последователей, раннее большинство («прагматиков), позднее большинство и увальней. Представители сегмента раннее большинство, по наблюдению Джеффри Мура, автора книги «Преодоление пропасти.

Маркетинг и продажа хай-тек-товаров массовому потребителю», составляют примерно треть всех клиентов, использующих IТ-продукты. Об этом важно помнить, так как целью прагматиков является выверенное улучшение, то есть постепенное измеряемое и предсказуемое движение вперед. Иными словами, они ищут целостный продукт, для чего тщательно изучают стандарты и процедуры, возможность поддержки, простоту системной интеграции, требования к аппаратному обеспечению и ряд других факторов. Найдя продукт, удовлетворяющий этим критериям, они становятся чуть ли не пожизненными клиентами того или иного вендора.

Основную массу клиентов Oracle составляют именно такие прагматики. Предлагая им бизнес-приложения нового поколения, компания надеется, что новинка поможет ей потеснить на рынке своего давнего конкурента – SAP. Целятся в корпорации и на часть рынка IBM, в распоряжении которой также имеется собственное ПО промежуточного слоя WebSphere.

Любопытно, что IBM именно осенью 2011 г. в ответ на официальное сообщение о доступности Fusion Applications оперативно предложила программу «Остановись, подумай и сэкономь» (Stop, Think and Save), рассчитанную на клиентов, использовавших ПО и аппаратное обеспечение Oracle. Целью этой программы было предоставление определенной свободы выбора или хотя бы предложение способов снижения расходов на лицензии Oracle. Дело в том, что после приобретения Sun и BEA Oracle внес ряд изменений в схемы лицензирования для своих баз данных и ПО промежуточного слоя, чем не замедлила воспользоваться IBM. Ее программа обещала экономию вплоть до 50% на IТ-расходы в течение трех-пяти лет и выглядела следующим образом: бесплатная оценка сокращения затрат и повышения производительности при переводе сред Oracle на оборудование и ПО IBM; разработка детального плана миграции; конкурентоспособные цены на услуги миграции, обучение пользователей, лицензии на ПО IBM; подписка, поддержка и даже помощь в выводе из эксплуатации старого аппаратного обеспечения конкурентов.

Борьба за умы и кошельки корпора­тивных пользователей среди крупнейших поставщиков ПО и аппаратного обеспечения не прекращается ни на минуту. Размер IТ-бюджетов, безусловно, играет важную роль, однако не всегда является решающим фактором. Порой куда более весомый вклад могут внести программы сотрудничества поставщиков и клиентов на стадии тестирования, например, Early Adopters Program («Программа ранних последователей») Oracle или экспертные советы заказчиков, участвующих на этапе разработки, которых у корпорации более 300.

Отряд пионеров

Первым в мире использовать приложения Fusion в своей деятельности начал глобальный инвестхолдинг The Principal Financial Group (активы под управлением – $327 млрд., клиентская база – 16 млн. человек по всему миру). Официальные сообщения об участии холдинга в «Программе ранних последователей» появились еще в апреле 2011 г., как раз на стадии бета-тестирования. Речь тогда шла о внедрении Fusion HCM для управления персоналом и Fusion Workforce Compensation для расчета заработной платы. Спустя полгода, во время OOW 2011, представители The Principal Financial Group рассказали о достигнутых результатах использования приложений нового поколения.

Среди других масштабных проектов стоит выделить опыт участия в «Программе ранних последователей» Alcoa, одного из крупнейших в мире металлургических предприятий. В различных офисах этой компании трудятся 59 тыс. работников по всему миру. Поэтому здесь сочли разумным «мигрировать» с четырех региональных инсталляций Oracle E-Business Suite на одно решение для управления личными данными сотрудников, информацией о компенсационных выплатах и производительностью.

В плане внедрения Fusion CRM интересен опыт Green Mountain Coffee Roasters, регулярно открывающей новые заводы и производственные линии и являющейся одной из самых быстрорастущих компаний в мире. Ранее здесь использовались несколько CRM-приложений, однако в IТ-департаменте решили внедрить Fusion CRM, чтобы позволить персоналу продаж взаимодействовать в рамках единой стратегической платформы.

Приложения Fusion доступны и используются не только в компаниях, расположенных в США или Западной Европе. Показательно также начинание польского производителя электроники Fideltronik, разворачивающего решение для управления мастер-данными Fusion Product Hub, позволяющее создавать каталоги запчастей, которые можно адаптировать к потребностям клиента. В апреле новая японская лоукост-авиакомпания Peach Aviation выбрала решение по управлению персоналом Fusion HCM для развертывания в среде «облачных» вычислений.

В России приложения Fusion достаточно активно продвигаются с начала 2012 г. «Мы наблюдаем очень большой интерес со стороны рынка, – рассказывает Ольга Беловолова, – как среди новых клиентов так и наших существующих заказчиков, заинтересованных в этой продуктовой линейке с точки зрения реализации стратегии совместного использования, когда новые модули Fusion Applications дополняют используемые ими E-Business Suite или Siebel CRM».

Залишити відповідь