Вояж со смыслом

«Посмотреть мир» – достойная цель для туриста любого уровня финансового достатка и интеллектуального багажа. Но рано или поздно может наступить момент, когда эта немудреная концепция перестанет срабатывать (хотя, возможно, ее хватит и на всю жизнь) и вам захочется более глубокого погружения. Одно из эффективных средств для этого – так называемый арт-туризм. Эту разновидность познавательного странствования можно было бы назвать одним из последних изобретений мировой туристической индустрии. Однако подобный вояж как никакой другой является штучным событием, качество которого сильно зависит от подлинного энтузиазма организаторов и вовлеченности самих путешественников. Как обстоят дела с этими компонентами в Украине? 

Отдельный вид странствий 

В качестве синонима понятия «арт-туризм» часто используют такие словосочетания, как «культурный туризм» или «событийный туризм». Это не совсем так, хотя строгого определения, по-видимому, нет.  Например, основатель и директор турфирмы Феерия Игорь Захаренко относит такие поездки к одной категории: «Как правило, это индивидуальные заказы (бывают и корпоративные) от людей, знающих, чего они хотят, и обращающихся к нам за организационной помощью». Перечисляя примеры таких путешествий, эксперт называет февральские карнавалы в Венеции, Ницце, Ментоне, Кельне, Маастрихте, традиционные весенние цветочные шоу в Голландии, Бельгии, Швейцарии. Что касается арт-составляющей, то она может быть реализована в форме курсов по искусству, виноделию, сыроварению… 

Ясно, что хорошая турфирма может организовать комфортную поездку своих клиентов и на выставку современного искусства. Однако сегодня в Украине есть небольшие компании, объявившие арт-путешествия своей основной специализацией. Очевидно, их главной привлекательной особенностью должна стать способность облегчить путешественнику-интеллектуалу вход в мир современного искусства, то есть преодолеть трудности понимания, а также коммуникативные препятствия. 

Данные обязанности возлагаются на фигуру, которую по аналогии с терминологией, принятой в среде искусства, часто называют «куратором». Это не гид – персонаж, к сожалению, девальвированный сегодня не очень хорошими проявлениями массового туризма. Хороший куратор – человек, отнюдь не поверхностно проникнутый темой и при этом достаточно общительный, чтобы с удовольствием делиться своими и чужими духовными богатствами.

Опытные проводники 

Вообще хороший проводник/рассказчик/собеседник может сделать запоминающимся любое путешествие. Елена Селютина, директор по коммуникациям и PR-группы Новые Продукты, с удовольствием вспоминает людей, которые помогли ей увидеть чужую страну в нестандартном ракурсе: «Лондонскую национальную галерею мне показывал замечательный экскурсовод – пожилой, но энергичный мужчина, большой любитель современного и античного искусства, а в прошлом – профессиональный балетный танцор. По Индии мне посчастливилось путешествовать в сопровождении индуса – бывшего врача-гастроэнтеролога, впоследствии занявшегося аюрведой. И это была Индия, которую не увидишь на пляжах Гоа».

Елене доставляет удовольствие найти такого человека самой в интернете или с помощью друзей. Агентства, специализирующиеся на арт-путешествиях, обычно сотрудничают с профессионалами из искусствоведческой среды, которых хорошо знают. Так, ART Georgraphic для поездок на Венецианскую биеннале и фотоярмарку Paris Photo приглашает Оксану Шевченко из киевской галереи «Минус четыре». Туристско-образовательный проект Арт-Мандри в качестве куратора автобусного тура на прошлогоднюю Венецианскую биеннале позвал известного украинского искусствоведа Олега Сидора-Гибелинду. 

Дом образования и культуры «Мастер Класс» тоже создал свой туристический проект под названием «Культурный Agent MK». Будучи многолетним партнером фестивалей Jazz in Kiev, «Молодость», «Країна Мрій» и «ГогольFest», Мастер Класс предлагает сегодня внутренним арт-туристам экспертное и организационное сопровождение при посещении местных фестивалей искусств. В планы культурного агента входит и экспансия за рубеж. В этом он также рассчитывает на помощь своих людей из области искусства – режиссеров, художников, музыкантов. 


 

Хорошая компания 

Наличие хорошего куратора для качественного арт-путешествия образует пресловутое полдела. Вторая половина (мы не говорим сейчас о качестве самого мероприятия) зависит от состава группы, отправляещейся в него. Какая в итоге соберется компания, довольно сильно зависит от организаторов поездки и заявленной ими концепции. Так, по наблюдениям Олега Сидора-Гибелинды, в тур на Венецианскую биеннале, организованный Арт-Мандрами, с ним отправились в основном художники, искусствоведы, издатели, журналисты и студенты. Но были и такие, о которых принято говорить «люди небедные». Впрочем, каков бы ни был доход, это все люди культурные в лучшем смысле этого несколько подзатасканного эпитета. «Есть люди, очень хорошо знающие искусство, есть те, которые чуть меньше. Для меня работа с такой аудиторией была подобна балансировке, пляске на туго натянутом канате, – рассказывает о своих кураторских впечатлениях Олег Сидор-Гибелинда. – Но это по-своему было очень интересно». 

Анна Михеева, одна из основательниц ART Georgraphic, состав своих групп оценивает так: половина – профессионалы, работающие в креативных бизнесах (она возит не только на фестивали актуального искусства, но также на дизайнерские, архитектурные и прочие форумы). Другая часть – люди, живо интересующиеся искусством и дизайном для себя, их друзья и родственники. «У нас есть один турист, очень скептически относящийся к современному искусству, тем не менее он часто ездит с нами на выставки, – рассказывает Анна. – Во время каждой поездки он провоцирует кураторов и других путешественников каверзными вопросами. И знаете, это не портит путешествие, а скорее наоборот. Возникают интересные дискуссии». 

Известная доля интеллектуального драйва улучшает восприятие искусства. Важно только, чтобы спорщики слышали друг друга. И похоже, приставка «арт» (если организаторы относятся к ней ответственно) в каком-то смысле фильтрует попутчиков. «В поездках такого формата практически не бывает случайных людей, – делится своими впечатлениями Оксана Шевченко. – Мы не таскаемся по шопингам и дискотекам, хотя каждый в этом смысле абсолютно свободен. Ходим по выставкам, музеям, по каким-то маленьким кафешкам, интересным местам… И всегда это очень душевно».

Но не стоит забывать и про еще один фильтр – финансовый, который может отвадить от путешествия приятных во всех отношениях людей. Создатели ART Georgraphic, сами в недавнем прошлом студенты, помнят об этом. «Мы всегда стремимся организовать относительно недорогие туры, – говорит Анна Михеева. – Все-таки творческие люди – наша основная целевая аудитория – часто бывают ограничены в средствах. Но если кто-то захочет поехать с нами и жить в дорогом отеле – не проблема». 

Благородные цели 

Объектом интереса для арт-путешественника может быть любое культурное событие, музей, концерт, спектакль или выставка. Но, похоже, лучшее место для такого тура – фестиваль искусств. По мнению значительной части искусствоведов, сегодня имеет смысл словосочетание «фестивализация искусства». Грубо говоря, это значит, что самые актуальные творческие достижения человечества проявляются именно в таком формате. 

Для профессионала бывать на фестивалях жизненно необходимо, если он, конечно, хочет держаться на плаву. «Я сама графический дизайнер по образованию и могу сказать, что реклама, которую видишь в столице, – не очень вдохновляет, – рассказывает Анна Михеева. – Фестивали рекламы, дизайна и архитектуры, хорошие выставки искусства в Киеве, конечно, случаются, но их очень мало для творческого человека, которому важно иметь возможность почаще сравнивать уровень своих и зарубежных работ для дальнейшего развития». Собственно, ART Georgraphic появился вначале из потребности Анны и ее товарищей во вдохновляющих профессиональных впечатлениях. 

«Если у вас и нет целей обзавестись деловыми контактами, все равно безумно интересно вживую пообщаться с фотографами, художниками. Забуриться, условно говоря, в какую-нибудь квартиру на Монмартре и покутить там, – живописует Оксана Шевченко. – С коммуникабельностью у них нет никаких проблем. Они с удовольствием рассказывают, показывают… Даже если вы сами не фотограф и не художник, они все равно любят, когда ими искренне интересуются». 

Что еще можно привезти из такой поездки, кроме вдохновения? В галерее «Минус четыре» уже выставлялись два проекта, созданных фотографами во время арт-путешествий в Венецию и Париж. Так преодолевается потребительский принцип массового туризма. И кто знает, может быть, отправившись на какой-нибудь фестиваль зрителем, вы вернетесь из него начинающим художником.

Впечатления куратора

Искусствовед Олег Сидор-Гибелинда, сопровождавший  в прошлом году группу украинских арт-путешественников на Венецианскую биеннале: 

– Разумеется, аудитория такого путешествия – творческая интеллигенция: художники, искусствоведы… Хотя это не отсекает всех, кто искренне тянется к этому уровню. Ни для кого двери не закрыты. Я, например, знаю очень культурных людей из бизнеса, начинавших едва ли не с уровня невежества, а потом за рекордный срок показавших огромный прогресс, подружившихся с художниками… Искусство на самом деле очень облагораживает. Но это, конечно, зависит от внутреннего потенциала, желания. Захотел человек внутри для себя это сделать – все. Для него нет ничего невозможного. 

Я обычно предпочитаю, когда деньги находятся, ехать сам, строить собственный график. Но возможность попробовать себя в роли куратора была очень интересной. Честно говоря, вначале у меня были опасения, что разболится голова, подведет голос, измотаюсь… Но вышло наоборот. Я как будто весь обновленный вернулся. И даже голос, подсевший в последние годы, выправился. Это мобилизует.

 

Залишити відповідь