Методичная эмоциональность

Поговорить с Филом

«С Филом можно пообщаться, – говорит де­­вуш­ка-гид PinchukArtCentre двум подросткам. – Хотите?» Посмотрев друг на друга, те кивают. Девушка раскрывает ноутбук. «Только ругательства не пишите», – предупреждает она, заходит на страницу Фила в Facebook и запускает чат. Пока подростки размышляют, как начать общение, Фил выдает на русском: «Привет! Рад с вами пообщаться». Ему набирают в ответ: «Привет!». «Можете у него что-нибудь спросить», – подсказывает гид. Широта возможности снова приводит подростков в замешательство…

Виртуальный персонаж по име­ни Фил авторства бельгийской художницы Сесиль Б. Эванс – своего рода посвящение американскому актеру Филипу Сеймуру Хоффману. В начале февраля нынешнего года многие были потрясены известием о его смерти из-за передозировки наркотиками. 46-летний актер пребывал на пике творческой формы. В 2006 г. Хоффман получил «Оскара» за главную роль в биографической драме Беннета Миллера о жизни американского романиста Трумена Капоте. В 2012-м был признан лучшим актером Венецианского кинофестиваля за образ лидера психокульта в драме «Мастер» Пола Томаса Андерсона.

«В то время когда он умер, я как раз занималась исследованием человеческих эмоций. Тем, как мы их выражаем, как ими обмениваемся, и тем, как они могут воссоздаваться с помощью цифровых технологий», – рассказывает Сесиль. Скоропостижно ушедший Хоффман не успел сняться в нескольких эпизодах заключительной части «Голодных игр», и продюсеры фильма создали его персонаж с помощью визуальных эффектов. Художница также решила сотворить виртуальную версию персонажа на основе собранных цифровых данных Филипа Хоффмана.

После общения с Филом хочется переспросить девушку-гида: «Это правда, что я общался с программой, а не человеком?». Получив подтверждение, ты поднимаешься с застрявшими где-то на «полпути» слезами (расчувствоваться от общения с машиной?) на следующий этаж выставки. Тебя не покидает ощущение, что ты попал в фильм Спайка Джонза «Она», главный герой которого влюбляется в компьютерную программу.

Неспешные эмоции и провокации

Сильные эмоции можно испытать на каждой выставке PinchukArtCentre. Разумеется, если есть достаточно времени для восприятия. Экхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre, похоже, сторонник именно такого неторопливого, медитативного подхода к искусству. График выставок, установившийся с тех пор, как в 2008 г. он возглавил центр Виктора Пинчука, отличает размеренность, практически монотонность. Да и сам господин Шнайдер, судя по всему, человек, стремящийся к продолжительным отношениям с институциями, которыми руководит.
Возглавив в 1976 г. муниципальную галерею небольшого германского города Нордхорн, он проработал там 13 лет. Затем 10 лет отдал старейшему европейскому арт-центру в Ганновере Kunstverein Hannover. С 2000 по 2008 г. Экхард Шнайдер руководил центром актуального искусства в австрийском Брегенце. Его все время неумолимо клонило на восток, куда он, наконец, попал и куда экспортировал немецкую последовательность и методичность. Видимо, чтобы зритель мог сосредоточиться на искусстве, «репрезентационная» машина должна работать как часы.

Новая выставка арт-центра начинается на втором этаже, где представлены работы патронов премии Future Generation Art Prize – звезд мирового искусства Дж. Кунса, Д. Херста, А. Гурски и Т. Мураками – из коллекции Виктора Пинчука. С большей частью экспозиции в Киеве уже знакомы, но есть и два новых артефакта. Первый – двухметровое фотополотно о сексе и смерти «Мисс Ко2 – медсестра» (2004 г.) Такаши Мураками. Еще одна любопытная новинка – старая фотография Джеффа Кунса «Министр обороны» (рыночная стоимость порядка $40 тыс.). Работа датирована 1985 годом – Кунс еще не забыл свои навыки брокера с Уолл-стрит, а критики все еще сильно возмущены успехом бизнес-арт-проекта бесцеремонного самоуверенного яппи.
Работы соискателей премии (число их, как обычно, – 21) занимают 3, 4 и 5 этажи. Обращает на себя внимание экспозиция колумбийца Карлоса Мотты, посвященная гомоэротизму.

Христианство, пришедшее в Южную Америку вместе с конкистадорами, постаралось уничтожить эту часть культуры аборигенов. Сегодня Мотта с ее помощью атакует современный западный мир, представляя древнюю гомоэротику в виде провокационных акварелей.

Протестную составляющую выставки демонстрирует работа молодого художника из Чечни Аслана Гайсумова. В качестве основы своего фильма Гайсумов использовал звуковую дорожку 14-минутного пропагандистского фильма 1978 года о счастливой жизни в советском городе Грозный. При этом художник снял виды современной столицы Чечни и спроецировал их на стену разрушенного во время войны дворца культуры. Получился фильм в фильме, смотреть который можно как для усиления антипутинских настроений, так и для более глубоких раздумий.

Азотная кислота и клаустрофобия

Украина в 2014 г. представлена двумя художниками. Жанна Кадырова сделала фотопроект «Опыты»: виды Киева, снятые с правого берега, на которые была вылита азотная кислота. Вышла достаточно прозрачная метафора войны. Более изощренный проект у Никиты Кадана. С одной стороны, его инсталляция говорит об умирающей старой концепции музея, выражающейся в буквальной смерти. Вспомним, как в августе был практически разрушен Донецкий областной краеведческий музей. С другой – это исследование пластики советских военных мемориалов, которую автор чувствует, как гнетущую. «Здесь потолок садится на голову и превращается в какую-то странную клаустрофобическую пещерку, – говорит Н. Кадан о своем зале, который он превратил в тотальную инсталляцию. – Интерьер будто обезумел. Встретились две болезни. Но в то же время я пытаюсь в меру своих сил защищать право и способность вот этих пребывающих на грани краха больных ситуаций говорить и заявлять свои позиции. Здесь есть нечто, противоположное общему нормализованному подходу «толкни падающего».

Многие работы, представленные в рамках Future Generation Art Prize, созданы под влиянием новых медиа и социальных потрясений. Станут ли они событием в художественном мире?

Намного важнее другое – чтобы хоть несколько из них стали «событием» для нас самих, тронули там, где заканчивается жесткое рацио и начинаются чистые и честные эмоции.

Future Generation Art Prize

Международная премия арт-центра Виктора Пинчука присуждается раз в два года. Ее соискателем может стать любой молодой художник, возраст которого не превысил 36 лет. После сбора заявок, число которых обычно колеблется в диапазоне пяти-шести тысяч, жюри премии отбирает 20 номинантов. Вне конкурса к ним добавляется еще один участник из Украины – художник, победивший в общенациональном конкурсе PinchukArtCentre, который проводится за год до этого.

Обладателю главного приза Future Generation Art Prize вручается награда – $100 тыс. (из них $40 тыс. – в форме гранта на создание новых произведений).

Впервые выставку 21 номинанта провели в 2010 г. Тогда главный приз получила бразильская художница Синтия Марселле. В 2012-м победителем стала британка Линетт Ядом-Боакье. В этом году победителя объявят 6 декабря, а выставка продлится до 4 января.

Залишити відповідь