Логистика в нелогичные времена

Рост цен на основные составляющие себестоимости нанес удар по марже логистических компаний, особенно пострадали компании-перевозчики. «Помимо этого, текущие тарифы практически не дают возможности финансировать затраты на обновление парка», – отмечает Сергей Мазняк, эксперт по логистике (ранее директор по логистике компаний Данон, Галичина).

Эксперты отмечают падение объемов перевозок из-за снижения потребления и производства, падения импорта, ситуации с Крымом и востоком страны. Даже в «холодной» логистике (перевозки машинами с холодильным оборудованием) наблюдается избыток предложения. 

«Мощности операторов еще рассчитаны на прежние объемы (персонал, склады, автомобили и проч.), однако товаров для обработки и денег от клиентов стало значительно меньше, а затраты так же пропорционально уменьшать не удается. При этом клиенты просят хорошее качество сервиса, поскольку «не продал сегодня – не продал никогда», – анализирует Олег Каленский, управляющий партнер консалтинговой компании 3e consultants. Это приводит к тому, что логистические компании конкурируют за каждый заказ при невозможности повышать тарифы, чтобы тем самым не отпугивать клиентов.

Если посмотреть на ситуацию со стороны заказчиков услуг логистики, то появляются основания для оптимизма: благодаря кризису у них расширились возможности получить более высокое качество логистических услуг за те же деньги. 

Необходимая цепочка

Складская логистика отвечает за построение складских систем, транспортная – за построение систем транспортировки и доставки, а распределительная логистика занимается управлением запасами. «Борьба за экономическую эффективность отдельной функции (например, низкая себестоимость складских операций за счет большого объема хранения запасов) не приводит к экономической эффективности всего предприятия, – говорит Ярослав Степченков, эксперт в сфере логистики, бизнес-тренер центра TradeMaster. – Тенденция времени – переход от управления отдельными функциями (производство, закупки, логистика и т. д.) к централизованному управлению цепями поставок предприятия (Supply Chain)». Этот метод используют лидеры в управлении цепями поставок, такие как Walmart, Apple, Dell, Ford, Procter & Gamble, Tesco.

«Эффективная цепь поставок – основа долгосрочной конкурентоспособности любого бизнеса», – подчеркивает Сергей Мазняк. По его наблюдениям, многие украинские бизнесмены недооценивают роль качественной цепи поставок в своем бизнесе, в результате чего существенно теряют на невыполнении заказов клиентов (потеря продаж и лояльности), неэффективном управлении запасами, неоптимальных уровнях затрат.

Осознавая это, компании начинают переходить к управлению товарами по принципу оценки совокупной стоимости владения.

«Успешный крупный бизнес – и производители, и ритейл – вообще невозможен без грамотной логистики. Поэтому почти все национальные и региональные сети всех товарных категорий начиная с середины 2000-х перешли на снабжение через собственные распределительные центры», – отмечает Олег Каленский. 

«Компании-производители вынуждены были вносить изменения в Go-To-Market-стратегии для поддержания прибыльности бизнеса в новых условиях», – говорит С. Мазняк. Для снижения затрат на различных участках цепи поставок эксперт рекомендует производителям, особенно начинающим, изучать возможность осуществления совместной доставки с другими производителями – лидерами соответствующих рынков. Это создает перспективы для эффективного аутсорсинга логистических услуг. В качестве примера он приводит удачное сотрудничество Red Bull с крупнейшим производителем пива САН ИнБев, а также сотрудничество Ferrero с Danon. Все значимые производители мороженого («Рудь», «Геркулес», «Ажур») имеют собственные системы логистики и оказывают логистический сервис другим производителям продуктов, требующих глубокой заморозки. «Важнейший вопрос – поиск надежного партнера», – отмечает эксперт.  

Кто и что?

Всего в секторе складской и транспортно-экспедиционной логистики (так называемый 3PL), включая операторов экспресс-доставки, в Украине сегодня насчитывается порядка 40-50 крупных компаний. 

Кроме транспортных услуг, они обычно предлагают бизнесу ответственное хранение и обработку товара, переупаковку, стикеровку, маркировку товаров, формирование наборов. Более серьезный уровень – таможенно-брокерские услуги, помощь в получении разрешительной документации, организация торговли через таможенный склад, отбор образцов для проведения сертификации и различных экспертиз. Также они обеспечивают документооборот между отправителем и получателем груза и страхование грузов.

Для производителей, импортеров, дистрибьюторов и интернет-магазинов стоятся свои логистические сервисы, учитывающие специфику их бизнеса.

Сотни частных предпринимателей, имеющих одну-три машины, предлагают свои транспортные или экспедиторские услуги, но обращаться к ним – экономичный выбор для малого бизнеса. «Наиболее надежными, – отмечает О. Каленский, – считаются международные логистические операторы или компании с иностранными инвестициями, способные гарантировать высокий операционный уровень сервиса, поскольку необходимые инвестиции для развития и могут удержать квалифицированный персонал в тяжелое время». Давно зарекомендовали себя Logistic Group, Meeting Point Ukraine, Raben, Business Group, DHL, Новая Почта, Деливери, УВК, Міст Експрес.

Также свои услуги по логистике предлагают крупные производители, имеющие налаженные системы дистрибуции, что является их преимуществом. Например, ТД «Элит» (ТМ «Ажур») предлагает аутсорсинг логистики с ведением всей транспортной отчетности в 1С, отработанную систему доставки во все сети, помощь в любых вопросах дистрибуции и увеличении доли рынка. Таким опытом особенно заманчиво воспользоваться новичкам на рынке. 

Отдавать или нет?

Как отмечает Сергей Мазняк, правильно исполненная передача логистических процессов третьей стороне – провайдеру (то, что мы называем аутсорсингом) – эффективный способ организации логистики, позволяющий компании сосредоточиться на своей основной деятельности и зачастую снизить операционные затраты, изменив их характер (перейти от постоянных затрат к переменным).

Притом «отдать» можно, «не выпуская из рук». Логистический аутсорсинг может быть как полный (склад + транспорт + система учета), так и частичный (одна или две опции) или применяться по необходимости только во время пиковых нагрузок на бизнес.

Рискуют все

Политическая ситуация с Крымом и военные действия на востоке страны вынудили многие компании отказаться от поездок в эти регионы, а те, кто остался на рынке, перестроили всю ранее существующую логистику. «Те остаточные активности, которые сейчас происходят, нельзя считать полноценным логистическим присутствием, – говорят в компании УВК. – Операторы логистического рынка стремятся следовать за потребностями клиентов, а многие компании отказались от бизнеса либо существенно его сократили в Крыму и на востоке Украины. Мы констатируем соответствующий спад или прекращение активности логистических операторов в данном направлении».

Так, ввоз продуктов на территорию Крыма был запрещен, все машины проходили строгий таможенный досмотр и теряли по 30 часов на таможне. Месяц назад полуостров назвали «свободной экономической зоной», разрешили экспорт и импорт. «На данном этапе все грузы, следующие в АР Крым, требуют оформления в таможенном режиме «Экспорт-24», который диктует массу дополнительных требований для осуществления эффективных доставок с материковой Украины. Одно из них – вынужденный пересмотр тарифов на услуги по доставке грузов в АР Крым», – рассказывает Андрей Ивасив, заместитель председателя совета директоров компании Деливери. По его словам, поскольку к непосредственным издержкам на транспортно-экспедиторские услуги добавились таможенно-брокерские расходы, а объемы грузов, следующих на полуостров, существенно упали, логистическим копаниям приходится пересматривать политику тарифов. Некоторые повысили тариф в регион на 50%.
По данным начальника Херсонской таможни Миндоходов Виталия Булюка, за месяц они оформили более 8 тыс. деклараций, отправлено товаров приблизительно на 710 млн. грн. Украинские таможенники создали кол-центр для консультаций по вопросам таможенных формальностей при пересечении границы с Крымом, однако механизм декларирования грузов, по мнению участников рынка, плохо продуман и несет угрозы двойного налогообложения и риски, связанные с контролирующими органами. 

На территории проведения АТО участники рынка констатируют «логистический хаос», нередки случаи ограблений складов и реквизиций машин. Страдали, например, машины ТМ «Галичина» как «западенской». «Те, кто заинтересован работать на территории «ДНР» и «ЛНР», ищут лиц, вхожих в «кабинеты», и «договариваются». Иначе сохранность груза не гарантирует никто», – поделился с нами один бизнесмен. Есть и другой способ: найти компанию-контрагента с «местными корнями» и работать через нее, при этом затраты на логистику тоже возрастают. Ряд компаний не оставляют попыток наладить систему логистики и продаж в зоне проведения АТО. Та же Деливери предлагает доставку в том числе и на оккупированную российскими войсками территорию Донбасса. 

Что дальше?

«Количество участников рынка логистики будет уменьшаться в большей степени за счет мелких и средних компаний, которые не смогут обеспечить себя кредитно-денежными ресурсами. Сокращение будет происходить из-за отсутствия средств на топливо, за счет уменьшения заработной платы или ремонта, – прогнозирует Юлия Агличанова, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Рабен Украина. – Многие логистические компании в надежде компенсировать потери бизнеса будут брать на себя повышенные обязательства, которые не смогут выполнить». 

«После исчезновения всех неурядиц в нашей стране на этот рынок более массировано начнут заходить иностранные игроки, имеющие доступ к более дешевым денежным ресурсам и, используя только увеличенную отсрочку платежа, при прочих равных условиях сервиса будут забирать клиентов у отечественных операторов», – считает Ярослав Степченков.
Разделится спрос на логистические услуги. Одним заказчикам будет необходим все более полноценный комплекс услуг, другим – узкий, но качественный сервис, дополняющий их возможности.

Много надежд было связано с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, прогнозировались внедрение в Украине европейских стандартов логистики, упрощение таможенных процедур, привлечение зарубежных инвестиций на постройку новых дорог и портов – но все эти потенциальные возможности отодвинулись на 2015 г. в лучшем случае. Все понимают, что адаптация к европейским стандартам в сфере таможни, транспорта, складской логистики – процесс длительный и дорогостоящий. Пока украинская логистика старается хотя бы не потерять того, что наработано.

Что необходимо менять в логистике в связи с изменившимися в стране условиями?

Максим Задонцев, коммерческий директор УВК

В ближайшие годы нам придется научиться жить и работать в условиях постоянной неопределенности. Наш опыт проживания кризисных явлений сводится к ожиданию и достижению точки дна кризиса, за которым следует неминуемый подъем. 

Мы советуем бизнесу фокусироваться на тех решениях, которые дают возвожность оставаться прежде всего гибкими в контексте оперативного наращивания (или сокращения) масштабов деятельности. Перевод логистики на аутсорсинг позволяет сконцентрироваться на своем основном бизнесе, предъявляя логистическому оператору более высокие требования по уровню сервиса и нахождению оптимального бюджета логистики. 

Андрей Ивасив, заместитель председателя совета директоров компании Деливери

Первоочередная задача для минимизации потерь на логистике – проведение ревизии всех затрат и проверка работы штатных логистиков первыми лицами управленческого звена. Многие специалисты продолжают работать по старым схемам, рассчитанным на совершенно иные объемы отгрузок. Самый простой способ оптимизации – передать логистику на аутсорсинг. Для крупных компаний положительный эффект достигается путем внедрения систем, отслеживающих логистику движения грузов. Проведенный по итогам анализ дает ясное понимание о максимальном проценте затрат на доставку товара каждому потребителю. 

Любой кризис – это период для внедрения инноваций и продвинутого программного обеспечения. Сотрудники получают больше времени для знакомства с новыми технологиями, а предприятия – возможности оптимизировать свои затраты и вывести работу на качественно новый уровень.

Юлия Агличанова, менеджер по работе с ключевыми клиентами  компании Рабен Украина

В сегодняшних условиях логистику нужно оптимизировать. Эта задача была актуальной в мирное время, но она становится еще актуальнее в кризисный период. Вопросы пересмотра структуры логистических служб, частичный возврат к работе через дистрибьюторов, еще больший акцент на возможностях оптимизации затрат, централизация запасов, анализ рынка стоимости логистических услуг, обновление текущих коммерческих условий работы – это первоочередные активности в рамках логистических оптимизаций. В любом случае 2015 г. в логистике принесет очищение рынка, выявит сильных и улучшит логистику в целом, если только этому не будет мешать коррупция и теневая экономика.

О люстрации в логистике

Ярослав Степченков, эксперт в сфере логистики, бизнес-тренер центра TradeMaster

Заметна тенденция проведения собственниками и/или директорами «люстрации» менеджеров
высшего и среднего звена в закупках и логистике. Причина проста: многие предприятия начали
осознавать, что эти две сферы на предприятиях погрязли в схемах «благодарности» и «откатов».
К сожалению, закостенелость взглядов эйчаров предприятий о том, что лучший специалист должен быть именно из этой отрасли (а лучше из конкурирующей организации), приводит к тому, что менеджеры из одних компаний, от услуг которых отказались, мигрируют в другие, где продолжают свою порочную практику.

Залишити відповідь