За ценой постоим

Более года прошло с того момента, когда вступил в силу закон о трансфертном ценообразовании в Украине, однако остается еще много открытых вопросов. В мае Верховная Рада задним числом перенесла срок подачи первой отчетности по контролируемым операциям с 1 мая на 1 октября 2014 г., что дало возможность бизнесу подать новую отчетность, избежав штрафных санкций.

Поскольку отсрочку приняли уже после 30 апреля, многие успели отчитаться – делать это повторно не нужно было, зато появилось время, чтобы выявить ошибки, исправить их и отправить корректную отчетность до 1 октября. 

Теперь после подачи отчетов наиболее актуальным вопросом для многих компаний стала подготовка документации по трансфертному ценообразованию, являющаяся самым трудоемким процессом. И несмотря на ряд изменений, которые были внесены в законодательство по ТЦО, и попыток Государственной фискальной службы дать разъяснения, до сих пор остаются неточности и спорные вопросы, в том числе касающиеся процесса подготовки документации и подтверждения цен в контролируемых операциях.

Первая отчетность – чего ожидать?

Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес-ассо­ци­а­ции, заверила, что крупный бизнес справился с подачей отчетности без особых проблем. ГФС ее приняла, но вот что делать с ней дальше, даже сами налоговики не знают. «Специалистов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данные, предоставленные в отчетности, в Государственной фискальной службе, скорее всего, нет», – считает Анна Стешенко, старший бухгалтер консалтинговой компании EBS.

Что касается подготовки и подачи отчетности, то здесь можно навести пример группы Метинвест – вертикально интегрированной корпорации, включающей в себя много звеньев производственной цепи. Это значит, что каждый элемент является продукцией и сырьем для следующего.

Подобное приводит к тому, что порядка 85-90% операций – это операции между связанными лицами. Каждое звено покупает-продает друг у друга и т. д. Соответственно тот критерий, который был заложен (50 млн. грн. в год), легко превышается. Грубо говоря, все операции Метинвеста попадали в требования по раскрытию отчетности. 

«Наши предприятия (а их порядка 20) и их бухгалтеры потратили много времени (около 10 тыс. часов) на подготовку этой отчетности. И что дальше – когда мы приходим общаться с налоговой на уровне руководства, то слышим, что они не знают, что дальше делать с этой отчетностью», – рассказывает Наталия Максименкова, заместитель финансового директора по налогообложению группы Метинвест. 

По словам Анны Стешенко, процесс подготовки полного пакета отчетности по ТЦО оказался трудоемким и дорогостоящим для всех. Кроме того, в связи с отсрочкой многие компании вынуждены были повторно обращаться к специалистам. По итогам отчета по ТЦО те компании, которые выявили занижение налоговых обязательств/завышение расходов, были обязаны откорректировать отчет по НДС и налогу на прибыль, однако процесс подготовки и подачи корректировок к данным отчетам не был урегулирован законодательством. 

«Возможно, налоговики проверят, все ли компании подали данный отчет, и попытаются применить штрафные санкции за неподачу, учитывая то, что расчет штрафа очень простой, а выявить компании, которые должны были подать отчет и не сделали этого, совсем несложно, поскольку любой крупный импортер имеет прямое отношение со связанными лицами», – преду­преждает Анна Стешенко. 

(Не)обычные цены

Одним из самых обсуждаемых вопросов по трансфертному ценообразованию был выбор метода определения цен в контролируемых операциях. Однако на этом проблемы не заканчиваются – выбранный метод необходимо обосновать в документации по ТЦО. Основанием для определения уровня обычных цен в контролируемой операции и, как следствие, проведения или непроведения соответствующих корректировок является функционально-рисковый анализ и экономическое исследование. 

Приоритетным Налоговый кодекс признает метод сравнительной неконтролируемой цены (СНЦ), опирающийся на данные официальных источников информации. По словам Дмитрия Литвина, менеджера компании Deloitte, это формально подталкивает налогоплательщиков к выбору именно метода СНЦ для анализа контролируемых операций. Тем не менее часто ни официальные, ни другие публичные источники не содержат достаточно информации о сопоставимости операций.

«Большинство предприятий на первых порах попытались воспользоваться при определении
уровня цен методом сравнительной неконтролируемой цены, который, на первый взгляд, кажется более простым и понятным. Однако на практике может сложиться совсем иная ситуация: даже если по соседству продали похожий товар, то условия поставки и функции сторон могут отличаться настолько, что зафиксированный в одной сделке уровень цен не является обычным в условиях другой», – поясняет Анна Стешенко. К тому же собрать информацию о сопоставимых сделках на рынке может оказаться проблематично, все-таки украинский рынок – не европейский, и у нас нет открытого доступа к информации по аналогичным сделкам.

В связи с этим компании вынуждены использовать другие методы ТЦО, основанные на сравнении рентабельности (цены перепродажи, «затраты плюс», распределение прибыли), что стало совершенно новой для Украины практикой. Дмитрий Литвин опасается, что в силу отсутствия детальной инструкции использование методов, основанных на рентабельности, может вызывать затруднения в равной степени как у налогоплательщиков, так и у представителей налоговых органов. «Например, как взять точную информацию о прибыльности операций (даже не финансовой отчетности) у прямого конкурента, если, конечно, не подкупать его финдиректора? В принципе, вопрос – нерешаемый», – сетует Елена Жукова, директор аудиторской компании Сайвена-Аудит. Она убеждена, что в Украине работать с любыми методами, кроме СНЦ, на сегодняшний день практически невозможно.

«Принимая во внимание тот факт, что понятие трансфертного ценообразования для украинских компаний пока остается неизведанной областью, ровно как и для ГФС, им однозначно придется обратиться к специалистам, уже обладающим опытом в данном вопросе», – считает Анна Стешенко.

Еще больше усложняет процесс подготовки документации для определенных экспортных/импортных операций наличие переходных положений в законе о трансфертном ценообразовании, поскольку они предусматривают абсолютно другой подход определения обычной цены. «И хотя закон позволяет использовать стандартные методы ТЦО, даже если операции компании попали под переходные положения, возникает необходимость предоставить контракт с дальнейшим несвязанным контрагентом, что порой в принципе невозможно», – отмечает Дмитрий Литвин. 

Налоговые риски

С введением трансфертного ценообразования компании могут столкнуться с двумя основными рисками. Первый – это характер деятельности Государственной фискальной службы Украины. «Зная уровень инспекторов и их направленность на «доначислить» – можно ожидать кошмарных проверок. ГФС готовится к проверкам по крайней мере 60 субъектов, в целом же под ТЦО попадают тысячи», – прогнозирует Елена Жукова.

Второй риск – собственно, законодательство по ТЦО. Если оно в мире считается
приблизительным, нечетким, то в Украине – подавно. Анна Стешенко отмечает, что наше законодательство часто содержит в себе нормы, которые или явно противоречат друг другу, или дают неточное понимание, что в свою очередь может привести к доначислению налогов, поскольку компания и налоговики могут трактовать один и тот же пункт закона абсолютно по-разному. 

Детального порядка заполнения документации по ТЦО так и не появилось, поэтому многие компании сейчас сталкиваются со сложностями при ее подготовке. Прежде всего это сопряжено с отсутствием всей необходимой информации – например, данных о всех связанных лицах (не только тех, с которыми проводились контролируемые операции), структуре группы или ее политике трансфертного ценообразования. При этом эксперты подчеркивают, что отражение в документации не всей предусмотренной информации может служить формальным поводом для применения соответствующих штрафов. 

Единственное, что пока обнадеживает бизнес, так это то, что ст. 39 НКУ возлагает обязательство по доказыванию соответствия указанных цен рыночным исключительно на налоговиков, а они к этому, судя по всему, пока не готовы.

Источники информации, которые ГФС вправе использовать при определении обычной цены

  • Статистические данные госорганов и учреждений 
  • Цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции
  • Биржевые котировки
  • Справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных банков данных
  • Отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом
  • Другие информационные источники, признающиеся официальными в установленном порядке

Залишити відповідь