Вино или виски?

Американские фондовые рын­ки бьют новые рекорды: Stan­dard & Poor’s 500 обновил исторический максимум уже в сорок третий раз за год, а Dow Jones – в двадцать шестой. Dow Jones вырос на 0,23%, S&P 500 – на 0,51%, а NASDAQ – на 0,67%. Аналитики связывают такой рост в первую очередь с положительными данными о состоянии европейской экономики, а также с состоянием рынка недвижимости США: вместо прогнозируемого аналитиками падения на 0,1% цены на этом рынке выросли на 0,2%.

Напоминать в такой макро­экономической ситуации об украинских внутренних проблемах, например, с недостатком валюты в отделениях банков и ее стремительным подорожанием, думаем, не стоит. Что же делать? Естественное решение – искать альтернативные направления инвестирования. По данным, предоставленным консал­тинговой компанией Knight Frank, люди с состоянием более $30 млн. среди всех возможных вариантов альтернативного инвестирования средств предпочитают произведения искусства. А вторую ступень пьедестала занимают элитные алкогольные напитки.

О последнем типе инвестиций мы и поговорим подробнее.

In vino veritas?

​Тенденция к инвестированию в алкогольные напитки сложилась относительно недавно – в конце 1990-х. Олег Сафонов, независимый эксперт в области виски и сигар, региональный бренд-менеджер частной винокурни "Родионов с сыновьями", рассказывает о ситуации на этом рынке: «Сегодня рынок украинского алкоголя и мировой рынок алкоголя – это две большие разницы. Но за последние десять лет потребители начали больше разбираться в алкоголе, пить больше сухих вин и правильный виски. Создано несколько виски- и винных клубов, которые правильно проводят дегустации качественных продуктов. В свою очередь компании-импортеры озаботились не только доставкой качественного алкоголя, но стали привозить в нашу страну производителей этих напитков, которые уже непосредственно проводят обучение рестораторов и сомелье».

Собственно, крупные игроки рынка Good Wine или Поляна занимаются популяризацией элитного алкоголя, а участники рынка единогласно подтверждают, что сегодня все больше украинцев хотят вложить средства в альтернативное направление инвестирования – элитный алкоголь. Главная преграда – отсутствие в стране вторичного рынка алкоголя. Собственно, перепродать коллекционную бутылку вина на законных основаниях весьма сложно.

Еще одно препятствие, по словам экспертов, – достаточно высокий порог входа на этот рынок (от $10 тыс.). Хотя это компенсируется тем, что рынок практически не коррелирует с другими. Он независим, а значит устойчив. Вместе с тем Олег Сафонов замечает: «В чем преимущество инвестиций в элитный алкоголь и непосредственно в вина? Это положительная динамика роста стоимости вина. Вы при соблюдении некоторых простых правил всегда в плюсе».

Евгений Чичваркин – политический эмигрант, бывший совладелец сети салонов сотовой связи Евросеть, а ныне основатель винного магазина Hedonism Wines в Лондоне – рассказал, что в Украине можно купить (до аннексии Крыма это было еще проще!) редкие и ценные вина. В 2011 г. он лично приобрел бутылку Массандры, разлитую еще в XIX веке, за $20 тыс., а продал летом 2014 г. за $112 тыс.

Следить за динамикой цен на элитные вина можно с помощью британского индекса Liv-Ex 100, отображающего динамику цен на интернет-бирже London International Vintners Exchange. Liv-Ex охватывает 100 вин, из которых большая часть принадлежит бордо – 92%. Собственно, чтобы найти редкое вино, не обязательно ехать за ним во Францию или становиться «следопытом». Сегодня существует масса онлайн-аукционов, на которых вы можете приобрести как бутылку элитного вина, так и права собственности («без физического обладания»). Выбор в пользу последнего решает массу проблем как с доставкой из-за рубежа, так и с хранением.

Хранение – слабое место инвестиций в элитные вина. Следует выдерживать температурный режим, бутылки хранить под наклоном, чтобы жидкость постоянно смачивала пробку. Кроме того, выдержанные вина и невыдержанное бордо могут со временем перезреть. Ведь основной срок выдержки проходит у этих вин именно в бутылках. Теряется качество вина – падает цена.
Что касается крепкого алкоголя – здесь все гораздо проще: специальных условий хранения немного. Но проще всего с виски. Это универсальный продукт для вложения альтернативных инвестиций. Простая арифметика: если виски провел 12 лет в бочке, то перелитый в бутылку и пролежавший пусть даже и сто лет, это все равно будет 12-летний виски. Кроме того, хранить эти бутылки нужно всегда вертикально. Главное, чтобы на бутылку с виски практически не попадал прямой солнечный свет.

Сжиженный солнечный свет

Ирландский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе Джордж Бернард Шоу назвал виски сжиженным светом. В отличие от инвестирования в альтернативные источники энергии и зеленые технологии, спад которого в Европе в прошлом году составил 44%, доходность инвестирования в элитное виски со времени экономического кризиса 2008 г. выросла до 450% (по данным шотландской компании Whisky Highland, рассчитывающей индекс Investment Grade Scotch). В основном это односолодовое и однобочковое виски. Главное, чтобы виски было лимитированного производства.

Аарон Чань – знаменитый коллекционер виски (более 500 бутылок) – отмечает, что из-за роста цен на редкие сорта и марки виски ему часто приходится отказываться от идеи выпить какую-то из коллекционных бутылок самому. Простой пример – личная история Аарона: в 2012 г. он купил в Афинах бутылку японского Hanyu Ichiro Malt из лимитированной серии «Карты» за $774. А летом 2014 г. аналогичная бутылка была продана на гонконгском аукционе за сумму около $11 тыс. Но абсолютный рекорд продаж установил виски от Macallan. Продали его за $630 тыс. на аукционе Sotheby’s (январь 2014 г.).

По данным Whisky Highland, сегодня с аукционов продается виски на сумму более $7,5 млн., а вина – на $337 млн. Сказывается простой факт: больше всего в мире вискикурень сосредоточено в Шотландии – около 100, а вот виноделен только в Бордо – более 8 тыс. Но рынок элитного виски растет, а винный – сокращается. По прогнозам экспертов, к 2020 г. ежегодный объем сделок по элитным сортам виски составит $27 млн.

Рынок инвестиций в крепкие алкогольные напитки и непосредственно в виски – молодой, потому и относятся к нему с опаской. Но и сейчас крупные деньги вкладываются в развитие производства ведущих вискикурень. По данным экспертов, сегодня глобальный спрос на все виски сильно превышает предложение. Главная проблема отрасли: дефицит старых спиртов. По установленным правилам, если на бутылке указано, что возраст виски, например, 12 лет, то поместить туда производитель имеете право спирты не младше указанного возраста. Значит, чем больше производится 15-20-летнего виски, тем меньше запасы, которые производители не успевают пополнять. Но и правила нарушить нельзя – за их соблюдением строго следят.
Главное преимущество виски перед вином – незначительный порог входа. Например, в 2004 г. бутылка Ardbeg Very Young стоила около $40, в 2014 г. – $320.

​Олег Сафонов: «Как долго будет продолжаться тренд повышенного спроса на крепкий алкоголь и, в частности, на виски – пока сложно говорить. Прогноз – ближайшие пять лет. Это в мире. В Украине – дольше, так как этот вид альтернативных инвестиций пришел в нашу страну позже. Какой напиток станет следующим для инвестирования? Скорее всего, это будет ром».
Если мы говорим о вложении средств в период экономического спада, снижения темпов экономического роста даже развитых стран, то альтернативный вид инвестирования в элитный алкоголь – весьма интересен и потенциально выгоден.

Вино – для тех, кто играет по-круп­но­му и любит рисковать. Виски – пока только для среднесрочных и долгосрочных инвестиций с прогнозируемым доходом. Собственно, можно выбрать себе по вкусу. Что вы предпочтете, вино или виски?

Залишити відповідь