Говорят, что человеку достаточно прочитать за свою жизнь всего пять книг. А вот для того чтобы узнать, какие это пять книг, ему нужно перечитать горы литературы.
Казалось бы, ответ о пяти книгах лежит на поверхности – ведь вполне достаточно прочитать Пятикнижие Моисеево. Но Тора (как, впрочем, и Библия) не всегда может помочь в вопросах прозаичных и подчас нефилософских. И уж тем более, если вопрос связан с бизнесом. Но какие же тогда книги могут помочь? Этим вопросом задалась редакция журнала Companion, организовав опрос топ-менеджеров Украины. Мы попросили лидеров компаний ответить на простой вопрос: какие книги помогли им больше всего в бизнесе. Но поскольку бизнес – всего лишь одна из составляющих нашей жизни, мы решили взять не пять, а ограничиться тремя книгами. Итак, какие три книги больше всего повлияли на отечественных топ-менеджеров – помогли им в бизнесе, расширили границы предпринимательского мировоззрения, оказались настольным пособием в деловой жизни.
Опрос осуществлялся путем рассылки электронной почтой запроса «Назовите три лучшие книги для бизнеса» для 5573 менеджеров украинских и зарубежных компаний, работающих в Украине. Мы не ограничивали наших респондентов выбором жанра произведения, языка и года издания. Как показали результаты опроса, респонденты указали на 82 издания, которые и послужили основой для составления рейтинга. В итоге были определены три лучшие книги для бизнеса.
Стивен Кови
«7 навыков высокоэффективных людей»
Тематика издания: Личностный рост
Стиль повествования: Документальное произведение с элементами художественного стиля
Квинтэссенция книги: Существует семь основных навыков, составляющих систему межличностных отношений, взаимоотношений в семье, на работе, отношений между собственниками бизнеса, организациями. Практикуя эти навыки, человек может стать в своих действиях независимым. Однако прежде нужно изменить восприятие и интерпретацию того, как устроен и работает мир
Только факты:
- Впервые опубликована в 1989 г.
- Сегодня продано порядка 30 млн. экземпляров книги приблизительно на 40 языках
Незаурядные мысли:
- Подлинно эффективный человек обладает достаточной скромностью и уважением к другим, чтобы признать ограниченность собственного восприятия.
- Вы не обязаны соглашаться с другой точкой зрения – достаточно признать за ней право на существование
Два слова об авторе
Стивен Кови – мотивационный спикер; преподаватель и консультант по организационному управлению.
Элия Голдратт, Джефф Кокс
«Цель»
Тематика издания: Особенности менеджмента
Стиль повествования: Художественное произведение
Квинтэссенция книги: В любой организованной системе могут существовать ограничения, мешающие достижению целей, – так называемые бутылочные горлышки. Избавиться от них позволяет теория ограничений систем (ТОС)
Только факты:
- Впервые опубликована в 1984 г.
- В компаниях, реализовавших ТОС, средний рост производительности составляет 76%.
- Теорию Э. Голдратта использовали General Motors, Procter & Gamble, AT&T, NV Philips, ABB, Boeing и др.
- По книге снят фильм «Цель: практическая версия»
Незаурядные мысли
- Не давать ответов, а только задавать вопросы.
- Если цель – производить качественные продукты, то почему Volkswagen до сих пор не производит «Жуков»? Это был высококачественный фургон
Два слова об авторе
Элия Голдратт – создатель теории ограничений; основатель компаний, ключевое направление деятельности которых – распространение принципов ТОС
Джим Коллинз
«От хорошего к великому»
Тематика издания: Особенности менеджмента
Стиль повествования: Документальное произведение исследовательского характера
Квинтэссенция книги: Последовательное использование факторов и условий, необходимых для перехода компании от «хорошей к великой», поможет практически любой компании кардинально улучшить свою деятельность и добиться уникальных результатов
Только факты
- Впервые опубликована в 2001 г.
- Перед тем как написать книгу, Дж. Коллинз с помощниками исследовали и проанализировали работу 1500 компаний США, среди которых Gillet, Abbott, Wells Fargo, Philip Morris и др.
Незаурядные мысли
- Компании, добившиеся выдающихся результатов, не фокусировались на том, что делать, чтобы стать великими, они фокусировались на том, чего не делать.
- Технологии не имеют в сущности ничего общего с переходом от хорошего к великому
Два слова об авторе
Джим Коллинз – американский бизнес-консультант, писатель, исследователь
Почему респонденты выбрали именно эти книги?
На этот вопрос ответить довольно сложно, хотя именно эта тройка – мировые бестселлеры, занимавшие всегда первые места в книжных рейтингах. Во-первых, они освещают проблемы концептуального характера. Во-вторых, эти книги уже апробированы бизнесом. А в-третьих, одним из факторов, повлиявших на расклад сил, стал стиль изложения. Все три книги написаны легким слогом, о чем свидетельствуют и мнения читателей, опубликованные в интернете. Кроме того, в двух из них актуальные проблемы современной бизнес-среды раскрыты в художественной форме, что также придает легкости восприятию материала. И хотя художественное изложение нечасто можно встретить в бизнес-литературе, некоторые из таких книг являются поистине бестселлерами. В частности, кроме прочих, респонденты называли книгу Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (по данным опроса Библиотеки конгресса США, вторая после Библии книга, приведшая к наибольшим изменениям в жизни американцев). К этой же категории можно отнести и книги биографического характера, на которые указали топы, например, книгу Ли Якокки «Карьера менеджера» (автобиографическое сочинение президента компании Ford).
Бизнесовое пятикнижие
И все же анализ результатов опроса более четко определил не тройку лидеров, а пятерку. Ведь именно первые пять книг рейтинга составили 23% ответов респондентов, что довольно много для большого числа ответов. Соответственно необходимо сказать, кто расположился за тройкой лидеров. Таковыми оказались: Роберт Кийосаки, Шэрон Лектер «Богатый папа, бедный папа» (книга, меняющая взгляд на деньги и их восприятие) и Дэн Кеннеди «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат» (книга, рассказывающая о том, что ваши сотрудники – вам не друзья, они с вами из-за денег).
О возрасте книг
Поскольку мы не ограничивали респондентов временными параметрами, то вполне закономерно, что в рейтинг попали книги, являющиеся бестселлерами уже не одну сотню лет. Чаще всего топ-менеджеры указывали на произведения Сунь-Цзы «Искусство войны» и Луция Аннея Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» – издания, несомненно, очень важные по значению, но весьма разные по содержанию. Если китайский автор в своем повествовании учит тонкостям военного мастерства, которое очень легко применить в конкурентной среде, то в письмах античного мудреца речь идет о морали, где основная мысль заложена в изречении «поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе». Кстати, последний факт обращает на себя особое внимание, поскольку среди рекомендованных топ-менеджерами книг нередко фигурировали произведения, имеющие весьма выразительную положительную направленность: Тони Шей «Доставляя счастье» (одна из самых веселых деловых книг), Рэй Сосодиа, Дэвид Б. Вольф, Джаг Шет «Фирмы, несущие любовь» (о компаниях, у которых есть душа), Джим Лоэр «Стратегия счастья» (о том, что счастье зависит от нашего собственного выбора) и др. Данный факт может быть свидетельством того, что многие топ-менеджеры в украинской предпринимательской среде – личности высокоморальных стандартов.
В своих ответах многие лидеры компаний Украины акцентировали внимание на том, что представленный ими перечень – это книги, повлиявшие на формирование сознания, а не просто понравившиеся издания. Среди таких книг есть и те, благодаря которым был сделан свой выбор в жизни. Наиболее часто встречающимся автором здесь оказался Теодор Драйзер с его известной «Трилогией желания» («Финансист», «Титан», «Стоик»). То есть прекрасно описанная политическая, финансовая, общественная жизнь Америки на рубеже XIX-ХХ веков дала путевку в жизнь не одному предпринимателю.
Однако не всех топ-менеджеров прельщают особенности ведения бизнеса по-американски – среди любимых книг представлены и яркие образцы диалектико-материалистического подхода, например, книга Карла Маркса «Капитал».
О палитре проблем
Понятие «бизнес» – весьма многообразное, поэтому неудивительно, что в перечне книг оказались
издания, раскрывающие различные проблемы, касающиеся бизнеса и всего, что с ним связано. Среди изданий были книги, посвященные стратегии бизнеса (Чан Ким, Рене Моборн «Стратегия Голубого океана»); вопросам маркетинга (Джей Конрад Левинсон «Партизанский маркетинг»); бизнес-образованию (Джош Кауфман «Сам себе MBA»); клиентоориентированности (Карл Сьюэлл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»); финансам (Кяран Уолш «Ключевые показатели менеджмента»); вопросам учетности (Рэй Гаррисон, Эрик Норин, Питер Брюэр «Управленческий учет»); открытию стартапов (Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Хенссон «Rework: бизнес без предрассудков»); личностному развитию (Пол Слоан «Искусство мыслить незаурядно»); формированию лидерских навыков (Дэвид Новак «Веди людей за собой») и многих других направлений. Такая пестрая картина является свидетельством разноструктурированности украинского бизнеса и соответственно актуальность запроса со стороны топ-менеджмента на поиск решений указанных проблем.
О топах и авторах
Важными показателями рейтинга является информация, касающаяся самих респондентов (см. «О предпочтениях»).
При анализе результатов опроса мы также обратили внимание на то, какое количество книг одного автора рекомендовали топ-менеджеры. Природа бестселлера такова, что редко какому автору удается написать несколько произведений, которые действительно станут самыми лучшими. Но в нашем списке оказались и такие. Среди авторов, написавших два бестселлера, – Джек Траут, Джим Коллинз, Дэвид Майстер. А лидером в данной номинации оказался Ицхак Адизес с тремя бестселлерами. Вот эти книги:
- «Управление жизненным циклом корпораций» (основная идея книги: любая организация, как и живой организм, имеет свой жизненный цикл, стадии которого проявляются по мере роста, развития и старения компании);
- «Управляя изменениями» (основная идея книги: используя внутреннюю энергию, компания может самостоятельно вырабатывать «витамины» и лечить любые собственные «болезни»);
- «Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует» (основная идея книги: для того чтобы достичь результата, компанией должна управлять команда менеджеров, состоящая из людей, обладающих взаимодополняющими стилями управления).
Сколько людей, столько и мнений
По поводу книг вообще и степени их влияния на бизнес в частности топ-менеджеры отзывались по-разному. И хотя отзывы респондентов не были предметом нашего опроса, на некоторые из них нам хотелось бы обратить внимание. Кто-то из респондентов указывал: «Хороших книг много, в разные моменты для человека лучшими являются разные книги из прочитанных». Мы поддерживаем данную позицию и считаем, что результаты нашего опроса представляют собой сложившуюся точку зрения в среде топ-менеджеров в конкретный период времени в конкретной бизнес-ситуации. Соответственно изменение бизнес-процессов в стране трансформирует читательские предпочтения.
Среди мнений топ-менеджеров встречались и весьма категоричные: «Обучиться менеджменту по книжкам невозможно. Выдающиеся отечественные практики не очень-то рефлексивны. Кроме того, реальный менеджмент серьезно завязан на систематическом уклонении от налогов, на взятках и прочих противоправных действиях». Учитывая высокий уровень коррупционной составляющей в Украине, вынуждены признать, что данная точка зрения тоже не лишена объективности.
Каждое мнение лидера компании представляло для нас особую ценность. И наш рейтинг дал возможность сделать главный вывод: украинские топ-менеджеры – весьма разносторонняя, читающая аудитория, находящаяся в тренде всех актуальных проблем развития отечественной бизнес-среды. И по-другому быть не может.
Благодарим всех топ-менеджеров, принявших участие в опросе, и желаем каждому из них найти собственное пятикнижие коммерческого успеха.