Вход через сувенирную лавку

Талант – великая сила. Но сам по себе он стоит немного. Однако его можно и нужно продавать. В идеале – художник должен заниматься одним лишь творчеством, а продают пусть другие. И хорошо, если они – талантливые продавцы.

Искусство – продукт премиум-класса

До кризиса 2008 г. мировой арт-рынок стабильно рос. Публичные данные аукционных продаж от Artprice Global Index говорят о росте в 152% с 2001 по 2007 гг. Далее – стагнация и падение. Важно заметить, что именно в период с 2009 г. рынок сократился количественно – стали проводить меньше аукционов, уменьшилось число лотов в каждом аукционе. Но зато стал заметен качественный рост. И стартовые цены на шедевры не упали. Собственно, в этом и заключается особенность инвестирования в искусство: как правило, оно не обесценивается, а с каждым годом набирает денежный вес.

Рекорд продаж того периода – «Восемь Элвисов» американского художника Энди Уорхола ушли за $100 млн. Эта сумма – своеобразный психологический рубеж, который инвесторам долгое время было не переступить. На сегодняшний день рекорд инвестиций в картину Уорхола – $105,4 млн. за «Серебряную катастрофу (двойную)», проданную в ноябре 2013 г. Неизменный интерес к работам выдающегося художника американского поп-арта поддерживает тот факт, что с середины 1980-х по наши дни, согласно статистике Artprice Global Index, средние цены на его работы выросли более чем на 3400%.

Следующая громкая сделка была заключена, правда, не через аукцион, а частным образом, в 2012 г. Работу Поля Сезанна «Игроки в карты» приобрели за сумму более $250 млн. Покупатель – королевская семья Катара.

В последующие годы (2013-2014 гг.) на этом рынке сохранилась тенденция к уменьшению количества игроков, а также к сокращению периода инвестирования (с семи до пяти лет). Кризис оставил на рынке произведений искусства лишь профессионалов. А главная задача аукционов и аукционных домов сегодня – определять планку цен для произведений искусства. Но очевидно одно: арт-рынок – хорошее место для вложения средств.

Правила работы на рынке искусства

Николай Палажченко, бывший арт-директор московского центра современного искусства «Винзавод», арт-дилер и куратор, рассказывает, что неосведомленному человеку довольно легко потеряться в структуре арт-рынка. Ведь искусство – очень пестрая среда с различным экономическим укладом. И правила игры здесь тоже отличаются. Неизменным остается одно: где бы вы ни находились, будь вы арт-дилером, галеристом, инвестором или тем, кто только приглядывается к этому довольно сложному рыночному конгломерату, важно помнить о репутации, инвестировать в нее. Это – забег на длинную дистанцию, работа на перспективу.


Каждая фигура на рынке искусства зарабатывает деньги различными путями. Стив Лазаридес, арт-дилер и владелец лондонских галерей Lazarides и The Outsiders, указывает на то, что важным фактором в работе на этом рынке являются доверительные отношения. А инвестиции в искусство приносят плоды через четыре-пять лет, поэтому никогда не стоит торопиться. И еще: в арт-бизнесе, где бы вы ни находились в его иерархии, важно иметь денежную подушку безопасности.

Искусство становится доступным массовому зрителю. При галерее Lazarides есть своя печатная студия. Цены на печатное изображение – от ?75 до ?3000. Есть масса художников, у которых плохо продаются оригиналы, а хорошо – принты. Это очень хороший способ для художников зарабатывать стабильные деньги на протяжении многих лет. Рост этого бизнеса за последние несколько лет – около 150%. Кстати, есть такая стратегия: до того как выставить художника в галерее, можно продавать некоторое время его печатные «картинки» на сувенирной продукции. Например, принты из работ Конга Харрисона, каждый ценой по ?1 тыс., были проданы в количестве 45 экземпляров уже через три минуты после публикации этого лота в интернет-магазине галереи Lazarides. И главное – продажа в интернете не ограничена стенами галереи. Ваши клиенты – весь мир.

Искусство – хороший источник для заработка, долгосрочных инвестиций. На арт-рынке можно выбрать свою нишу, играть определенную роль. Образцы классического искусства здесь, как правило, дороги. Это удел профессионалов, старожилов рынка или тех, у кого есть достаточно свободных средств. Современное искусство – более рискованное поле для инвестиций, зато доходы здесь на вторичном рынке спустя пять-семь лет могут исчисляться не десятками, а тысячами процентов. Сегодня некий художник – чудак из сувенирной лавки, а завтра он – звезда аукционных домов.

Залишити відповідь