«Амстор» раздора

Для сети магазинов «Амстор» 31 декабря прошлого года стал и последним рабочим днем, и началом масштабной корпоративной коллизии. Впрочем, беды в этот день не предвещало ровным счетом ничего, продажи в последнюю предновогоднюю пору по хорошей традиции обещали быть рекордно высокими и настроение у менеджмента магазинов было приподнятым и праздничным. Ситуация резко изменилась после обеда, когда в помещения всех 20 магазинов сети внезапно ворвались десятки вооруженных людей, в считанные минуты оккупировавшие служебные и торговые помещения и установившие кордон у касс. 

На следующий день все магазины оказались закрытыми. Попытки потенциальных покупателей узнать, что происходит, наталкивались на молчание угрюмых молодых людей, не допускавших никого внутрь. А несколькими часами позже на дверях магазинов появились объявления: «Амстор» закрыт на неопределенное время из-за рейдерского захвата со стороны Смарт-холдинга Вадима Новинского». 

Кто и почему не может поделить между собой «Амстор», кто кому рейдер в данном корпоративном конфликте, и чем он может обернуться для сети магазинов.

Смарт-позиция

По мнению представителей Смарт-холдинга, мажоритирного акционера «Амстора», контролирующего до 70% акций компании, причина закрытия магазинов объясняется попытками одного из ее миноритариев – донецкого бизнесмена Владимира Вагоровского (15%) – дестабилизировать работу сети в ответ на ограничение его полномочий. В холдинге поясняют: Вагоровский был уличен в хищениях денежных средств, принадлежащих «Амстору», и это вынудило мажоритарного акционера принять меры.

«Все началось с небольшого чека на 14,97 грн. на покупку трех бутылок пива в донецком «Амсторе». Чек датирован декабрем 2014 г. На нем не было названия «Торговый дом «Амстор», а в графе «сумма НДС» значилось «0,00 грн.», – говорит директор по связям с общественностью Смарт-холдинга Евгений Загорулько. – Мы заподозрили неладное и провели аудит. Выяснилось, что выручка из всех 18 магазинов, располагающихся в зоне АТО (а на сегодняшний день это порядка 70 млн. грн.), перечисляется на неизвестную фирму – ООО Премиум-торг. Более того, существовали и другие компании, на которые выводились средства без ведома холдинга».
По словам представителей менеджмента Смарт-холдинга, все попытки получить какие-либо объяснения у В. Вагоровского не принесли ожидаемого результата – партнер уходил от ответа, а позже и вовсе исчез из поля зрения. «Поэтому мы приняли решение об отстранении Владимира Вагоровского и его брата Александра от управления компанией, – поясняют в Смарт-холдинге. – 30 декабря 2014 г. мы внесли соответствующие изменения в Единый государственный реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей Украины, назначив своих директоров. Мы – мажоритарные акционеры и имеем полное право на это». 

А уже 31 декабря, когда представители Смарт-холдинга пришли в магазины, чтобы сообщить менеджменту об изменении в управлении компанией, их ждал неожиданный прием. «В каждом из 20 магазинов нас уже поджидали вооруженные наемники, задачей которых было не допустить к управлению магазином и документации», – говорит Е. Загорулько.

Вооруженные наемники не допускали представителей Смарт-холдинга в магазины больше недели. «В какой-то момент стало очевидно, что они просто тянут время – то берут на изучение наши документы, то снова их возвращают, то попросту ничего не комментируют. А 8-9 января они внезапно поменяли тактику – признали наши документы действительными, нас – законными собственниками, а сами ушли», – рассказывают в Смарт-холдинге. 

Впрочем, в тот момент, когда представителям компании все же удалось попасть в магазины, выяснилось, что вся документация, жесткие диски из всех кассовых аппаратов, лотки с выручкой, сервера и даже трудовые книжки персонала пропали. «Мы поняли, что нас не допускали в магазины затем, чтобы иметь возможность изъять все документы, необходимые для проведения дальнейшего аудита и расследования хищений В. Вагоровского, а также для нормального функционирования магазинов», – поясняет Е. Загорулько. По его словам, работа магазинов сегодня полностью парализована и в компании прилагают максимум усилий для того, чтобы возобновить деятельность. В компании констатируют: затраты на это в среднем составляют около $5 млн. 

Миноритарный взгляд

Чтобы узнать противоположную точку зрения,  разыскал и неуловимых братьев Вагоровских. Генеральный директор «Торгового дома «Амстор» Александр Вагоровский и брат основателя сети «Амстор» Владимира Вагоровского уверяет: происходящее является ничем иным, как попыткой Смарт-холдинга под предлогом нестабильной ситуации в стране «выжать» других акционеров и стать единоличным собственником сети. А дальше – банкротство «Амстора», прекращение выплат по обязательствам банков-кредиторов и поставщиков.

По словам Вагоровского-младшего, в версии захвата от Смарт-холдинга есть два спорных момента, которые могут поставить крест на ее правдоподобности. Первый момент: компания Амстор не имеет никакого отношения к магазинам, работающим в зоне АТО. Операции на этой территории полностью закрыты с 1 декабря. «Об этом была проинформирована украинская фискальная служба, и все это хорошо известно Смарт-холдингу. А значит версия о каких-либо хищениях выручки из магазинов в декабре с подачи моего брата – это не более чем повод самим начать захват», – говорит А. Вагоровский. При этом, по словам жителей Донецка, магазины все также продолжают работать на оккупированной территории.

Второй момент – изменения, сделанные в государственном реестре предприятий Украины 30 декабря, которые, по мнению Вагоровских, были грубо сфальсифицированы. «Чтобы внести такие изменения, необходимо было провести общее собрание участников ООО Торговый дом «Амстор» и других компаний, входящих в группу Амстор. Они, естественно, не проводились, а подпись Владимира Вагоровского на протоколах была подделана. Также был подделан договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО Амстор Трейд, – поясняет А. Вагоровский. По словам генерального директора, существуют не­опровержимые доказательства фальсификации, и они представлены правоохранительным органам. «Фальсификация была такой очевидной, что даже попытка закрыть уголовное производство Жовтневой районной прокуратурой Мариуполя была жестко пресечена Генпрокуратурой», – добавляет он. 

А. Вагоровский продолжает: уже на следующий день представители Смарт-холдинга в сопровождении вооруженных наемников стали силовым способом захватывать офисные помещения, инкассаторские комнаты и бухгалтерию в магазинах «Амстор». Они заявили, что являются представителями руководства компании, поменявшемся накануне, и пришли для проведения инвентаризации. Начали изымать документы и сервера, а также претендовать на дневную выручку магазина.

В Киеве и Мариуполе на место удалось вызвать милицию, а по факту захвата была заведены уголовные дела, которые позже объединили в одно производство в центральном следственном управлении МВД Украины. В целом по факту описанных событий на сегодняшний день заведены уголовные дела в том числе по факту подделки документов, противодействии законной хозяйственной деятельности, самоуправства и противоправного завладения имуществом предприятия. 

В течение ближайших нескольких недель Вагоровские ждут первых результатов расследования уголовных дел и судебных разбирательств по незаконному внесению в реестр изменений от 30 декабря, на основании которого их отстранили от управления. Когда суд признает проведенные изменения незаконными и отменит их, будут восстановлены полномочия всех законных директоров группы компаний Амстор, а значит они смогут попасть в магазины и возобновить их работу.

По словам А. Вагоровского, каждый день простоя чреват серьезными убытками – за 25 дней потеря оборота составляет уже 120 млн. грн. Он уверен: если решение в деле о фальсификациях 30 декабря будет вынесено в пользу Вагоровских в ближайшее время, есть шанс, что сеть еще удастся реанимировать. «Ритейл – высококонкурентный бизнес, им надо жить. Если ты ничего не делаешь хотя бы один день, то твой покупатель уйдет к конкуренту. Это основная опасность для сети сегодня», – полагает А. Вагоровский.

Краш-тест не пройден

Стоит отметить, что неблагоприятные прогнозы относительно будущего сети озвучивают сегодня большинство экспертов ритейл-рынка. «Даже с учетом того, что «Амстор» – изначально локальная торговая сеть, в свое время она была одной из наиболее грамотно развивающихся, – говорит управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. – Но сегодня, с учетом всех событий, а также того факта, что почти 50% сети находится в зоне АТО, стоимость сети крайне невысокая. Я даже сказал бы минусовая». 

При этом, вне зависимости от того, чьим в итоге останется «Амстор», Ланецкий не видит будущего для бренда. «Как ни прискорбно это заявлять, но бренд, скорее всего, умрет», – констатирует эксперт. Это должны понимать и собственники, борьба которых, по его мнению, происходит уже ради недвижимости «Амстора», ведь большая часть магазинов расположены в собственных, а не арендуемых помещениях.

Ищи, кому выгодно

Представители Смарт-холдинга уверяют, что у миноритарного акционера Владимира Вагоровского мотивов для рейдерской атаки было хоть отбавляй: «Оказавшись один на один с долгами и перспективой разоблачения, В. Вагоровский придумал схему выйти сухим из воды после денежных хищений и начать собственный «чистый» бизнес где-нибудь в ДНР. Для этого он создал Премиум-торг и стал постепенно «подтягивать» на него объекты». Более того, в компании уверены, что к реализации этой схемы Вагоровские готовились как минимум год.

Близкие к Смарт-холдингу источники даже допускают, что к бенефициару холдинга, бизнесмену Вадиму Новинскому, могла просачиваться информация о готовящемся «кидке», в том числе и от службы безопасности холдинга. Но тот лишь беспечно отмахивался и не верил в «дурные намерения» Вагоровского. Поговаривают, что причиной подобной неосмотрительности стали родственные связи – донецкий предприниматель является ни кем иным как крестником Новинского. Однако официального подтверждения эта версия не получила.

У Вагоровских же подчеркивают: обвинениям всегда правильнее предпочесть факты. А они, по мнению миноритария, состоят в следующем: когда в 2009 г. Смарт-холдинг купил 70% акций Амстора, между покупателем и продавцом были заключены так называемые понятийные соглашения, согласно которым компания Новинского должна была выплатить бывшим акционерам Амстора $100 млн., погасить многочисленные долги компании и инвестировать в развитие сети еще $90 млн. Однако эти обязательства были выполнены лишь частично – Новинский остался должен бывшим акционерам $70 млн., а инвестиций с 2009 г. не было вообще. Так это или нет, проверить не удалось, поскольку сами понятийные соглашения стороны не обнародовали. «В 2010-2014 гг. в строительство и запуск торговых центров мы вкладывали свои средства, средства компании, а это более 110 млн. грн.», – говорит Вагоровский. 

Смарт-холдинг существование невыполненных обязательств отрицает. В отличие от Владимира Вагоровского, который в 2014 г. обратился в суд с иском о признании сделки купли-продажи акций 2009 г. недействительной: «Мы ожидаем решения суда по данному корпоративному спору уже в феврале. Поэтому только суд сможет сказать, владеет ли Смарт-холдинг долями в бизнесе Амстора, и какими именно». 

Будет ли торг?

Миноритарные акционеры Амстора не скрывают: в будущем они предпочитают вести бизнес без Смарт-холдинга. Впрочем, это станет возможным лишь в том случае, если удастся доказать невыполнение последних условий понятийных соглашений 2009 г. Да и окончательного решения по такого рода спорам, как показывает практика, можно ждать годами. 

Эксперты склонны полагать, что нынешний корпоративный конфликт, скорее всего, завершится не по решению суда, а за столом переговоров, хотя на данный момент стороны и не допускают такой возможности. В пользу этого говорит и тот факт, что, по имеющейся неофициальной информации, Вадим Новинский не настаивает на исключении Владимира Вагоровского из числа собственников, а наоборот – хочет видеть его в числе миноритарного акционера и дальше. 
Ритейлеры считают, что такой вариант развития событий будет наиболее оптимальным – если за ближайшие несколько недель сети удастся выстоять и вернуть себе хотя бы часть прежних объемов, на ее развитие понадобятся деньги. Ведь они сейчас только у Смарт-холдинга. Но Новинский уже, наверное, будет более осторожно смотреть на своего крестника.

Залишити відповідь