Лоббисты просят их «урегулировать».

Лоббирование – термин довольно расплывчатый. В Украине лоббирование нередко представляется как некое темное дело, которое вершится в кулуарах парламента и органов исполнительной власти. Но если дело исключительно «темное», то его правильнее называть подкупом.

В западном понимании лоббирование – это оказание влияния на органы власти профессиональными посредниками, представляющими интересы корпораций, общественных организаций или других групп. Безусловно, если не подкуп, то различные формы материального «отблагодарения» в том или ином объеме применяются лоббистами. Но дело далеко не ограничивается только этим.

Считается, что самая совершенная схема лоббирования сформировалась в США (да и сам термин «лоббирование» появился там, случилось это аж в 1789 году). Современной американской политической культуре свойственно стремление к балансу между воздействием государства на общество и воздействием общества на государственные органы. Суть взаимоотношений «государство-общество» строится именно на принципе баланса влияния и равных возможностей. Если конгресс может принимать законы, регламентирующие жизнь общества, то и общество должно иметь инструмент для воздействия на конгресс. Аналогично обстоит дело и с исполнительной властью.

В США есть два вида лоббизма. Первый – это профессиональные лоббисты, имеющие свои офисы и клиентуру. Согласно закону 1946 года о регулировании лоббистской деятельности, эти люди должны зарегистрироваться в конгрессе, представлять отчеты о финансовой деятельности, где сообщать реквизиты лиц, которым передано более $500. Все эти данные являются открытыми. Кроме этого закона, лоббистскую деятельность регулирует специальная поправка, запрещающая использование в лоббистских целях федеральных средств, и закон 1995 года, строго ограничивающий подношения законодателям.

В Украине нормативного регулирования лоббистской деятельности нет. Но приятно осознавать, что в этом мы не одиноки – во Франции, Германии, Италии лобби также является слабо формализованным явлением. Но вряд ли следует этим гордиться, т. к. без нормативного регулирования стирается различие между профессиональными лоббистами и политиками, отстаивающими чьи-то интересы.

Возможно, в скором времени положение начнет меняться. Сейчас Госкомпредпринимательства и Украинский национальный комитет международной торговой палаты (те еще лоббисты!) ведут работу над законопроектом о регулировании лоббистской деятельности. Предполагается, что в государственном перечне профессий появится новая позиция – лоббист. В законе будут прописаны их права и обязанности, оговорено налогообложение такой деятельности. Лоббисты должны будут официально аккредитоваться в тех госучреждениях и представительских органах власти, на принятие решений которых они хотят влиять. Они также должны будут декларировать свои цели, отчитываться о полученных доходах и об уплате налогов.

Работу над законопроектом планируется завершить в октябре сего года.

Залишити відповідь