Проигрышная стратегия лидера – власть ради власти

Что посмотреть

Действия, вызванные необходимостью удерживать власть ради власти, разрушают лидера и его империю. Именно об этом новый фильм Андрона Кончаловского «Лев зимой».

Его герои – люди, реально управлявшие миром и вершившие судьбы народов, а вот все происходящее в фильме – вольная интерпретация исторических событий. «Лев зимой» – это прозвище короля Англии Генриха II на закате правления. Перед смертью, накануне Рождества, он собирает в замке всю свою семью, чтобы, наконец, выбрать, кто же из трех сыновей достоин стать наследником его власти и могущества. За 36 лет правления Генрих II заслужил славу умного и жестокого политика и руководителя, вот только в интригах и войнах король не позаботился о том, чтобы выстроить отношения со своим ближайшим окружением, с семьей, друзьями. И в конце жизни правителя на первый план выступают не победы, а ошибки, плоды которых он вынужден пожинать. Он видит, что ни один из его сыновей не достоин трона, и понимает: самая главная ошибка его правления в том, что он не вырастил преемника, а теперь, на старости, его окружают только враги. Генрих II осознает, что виновником грядущего краха королевства является он сам, но исправить ситуацию уже не в состоянии.

«Процветание компании зависит от многих факторов: стратегия, тактика, движение финансовых потоков, личность главы компании и взаимодействие членов команды. Если же один из этих пунктов слаб, – рассуждает бизнес-тренер агентства Business Master Ольга Дудник, – то компания рушится. Фильм очень хорошо показывает, как сильная личность подталкивает свою империю к распаду, так как движущей силой действий Генриха II является необходимость удерживать власть ради власти. Это лишает Великого Человека гармонии с самим собой. А его сыновья, на которых он делал ставки как на наследников, являются продолжением этого внутреннего разрушения».

У каждого из них своя стратегия продвижения к заветной мечте – королевскому трону. У старшего – Ричарда Львиное Сердце – стратегия давления взрывной силой (то есть «против лома нет приема»). Он воин, его методы жесткие, он не подчиняется никаким законам и готов мечом доказывать свою правоту. У младшего Джона, который, как мы знаем из истории, не имел формального права на земли Англии, стратегия выслуживания и послушания, использование отношений своеобразной смеси любви и жалости к себе. На каком-то этапе он даже добивается своего – Генрих начинает симпатизировать младшему сыну, ведь лесть всегда приятна. Средний сын Джеффри использует метод выжидания. Он ждет, когда братья оступятся и у него появится шанс. Но ни одна из этих трех стратегий не оказывается выигрышной, потому что на горизонте появляется четвертая фигура – французский король Филипп (брат невесты старшего сына). Этот миловидный и хрупкий юноша приезжает в замок Генриха с целью самому занять вожделенный трон. Он действует холодно и расчетливо. Замечая, что члены королевской семьи не любят друг друга, он решает показать это каждому из них. Его тактика заключается в том, чтобы столкнуть всех лбами, всех перессорить. Филипп стремится, таким образом, ослабить противников, полагая, что после этого стать властелином великого королевства будет намного легче. Но и он просчитался. Рождество заканчивается, и все разъезжаются из замка ни с чем. Генрих так и не выбрал наследника. В финале фильма Кончаловского победителей нет. (История же говорит, что, спустя какое-то время сын Ричард объединился с французом Филиппом, их войска разгромили армию Генриха, заставив короля подписать унизительное перемирие. После того, как Генрих был повержен, его трон занял Ричард Львиное Сердце.)

Часто в компаниях мы видим подобную ситуацию, когда сильные люди, знающие приемы и уловки друг друга, тратят всю энергию на борьбу личных амбиций, обиды и ненависть. Все это никак не способствует развитию компании, а наоборот, именно это часто и убивает ее». Фильм «Лев зимой» наглядно демонстрирует причины, по которым лидер мощной организации, думая только о власти, теряет ее и ставит под угрозу само существование своей империи.

«Лев зимой» – повторная экранизация пьесы Джеймса Голдмана (первая версия была сделана режиссером А. Харви в 1968 году и получила несколько «Оскаров»). В этот раз Андрон Кончаловский снимал фильм для американского телевидения. «В моем «римейке» главные роли играют Глен Клоуз и Патрик Стюарт. Это коммерческая вещь, – говорит режиссер, – хотя и в такой ситуации я старался держаться в рамках искусства». Судя по всему, это ему удалось – фильм отмечен наградой Международного телевизионного фестиваля в Монте-Карло.

Редакция благодарит компанию «Классик-видео» за предоставленную видеокассету.

Что почитать

Не «бегите от…» – лучше «двигайтесь к…»

История показывает, что, чем крупнее, масштабнее ставит перед собой цель человек, тем большего он добивается в жизни. Но чтобы «взять высоту», человеку обязательно нужны здоровье, преобладание положительных эмоций, гармония в ближайшем окружении, финансовое благополучие и ощущение своей ценности в мире. На этих составляющих успеха акцентируется внимание читателей в книге «Психология успеха. Технология достижения целей в жизни и бизнесе».

Основная ценность данной книги в том, что ее автор Юрий Щербатых является практикующим психологом, поэтому затрагивает те наиболее актуальные вопросы, которые ставят перед ним на тренингах его слушатели – российские бизнесмены и менеджеры, кроме того, дает практические советы достижения жизненных целей. В книге рассказывается о навыках управления субъективными ресурсами, она учит работать с препятствиями, используя такие приемы, как «фиксация не на проблеме, а на желаемом результате» и «стремление совершить невозможное». Отдельная глава посвящена методам расширения внутренних резервов и саморегуляции. Автор адаптирует для современного читателя учения индийских йогов и дзен-буддизма, восточных боевых искусств, рассказывает о приемах нейролингвистического программирования. Этому помогает обширное приложение с тестами и упражнениями, такими как «Тест на уровень самооценки» или «Тест на уровень субъективного контроля».

При этом книга легко читается. Теоретические выкладки («динамический характер успеха», «право на успех» и пр.) иллюстрируются примерами из практики тех, кто сделал карьеру и состояние благодаря собственному уму и изобретательности (в ней много цитат из бестселлеров «Стратегии гениев» Дилтса и «Уроки лидеров» Неффа). В качестве одного такого примера рассматривается головокружительная карьера Александра Дюма, который, не имея ни протекции, ни денег, ни образования, за шесть лет превратился из рядового клерка в человека знаменитого и обеспеченного. Многие библиографы объясняют это цепью случайностей. Но фортуна помогает лишь целеустремленным и честолюбивым энтузиастам, говорит автор. И доказывает свое утверждение, выделив 11 факторов, которые привели Дюма к успеху. Среди них и такой малоизвестный, как тот, что Дюма первым использовал труд «литературных негров», потому и был столь плодовитым писателем. Обнаружив у себя организаторский талант в совокупности с редким даром создавать первоклассные романы из сырого материала, которые поставляли ему его соавторы, – он сумел использовать эти способности максимально. И одержал победу не потому, что ему помогло стечение обстоятельств, а из-за того, что он был способен повернуть в свою пользу любое обстоятельство.

Еще один пример, иллюстрирующий стратегию «восхождения к вершине», – деятельность Эсте Лаудер, основательницы компании Estee Lauder Cosmetics (в настоящее время продажи компании охватывают более ста стран мира и ежегодный их объем превышает $3,6 млрд.). Она многое делала впервые, не оглядываясь на авторитеты. Например, придумала тезис «Главным в бизнесе является не производство, а продажи». «Всегда сохраняйте свой имидж, признавайте свои ошибки, доверяйте своему внутреннему голосу, преодолевайте препятствия, записывайте все, учитесь говорить «нет», закон жесток, но это закон» – так сформулировала для себя основные принципы движения вперед эта удивительная женщина.

Редакция благодарит издательство «Эксмо» за книгу, предоставленную на рецензию.

Куда пойти

Игра на вкусах – это игра на контрастах

Ресторан «Авалон» решил сыграть на температурных контрастах, пригласив гостей в середине лета на праздник снега и мороженого Ice-cream party. Весь зал лаунж-бара будет декорирован под зимнее царство – с искусственным снегом, снеговиками и двухметровой ледяной скульптурой. Готовится и специальное предложение от шеф-повара: авторские сорбеты с ананасами, яблоками и даже сельдереем, мороженое и фруктовые десерты. Утолить жажду можно будет слабоалкогольными напитками из ледяных чаш или вишневым морсом и клюквенным квасом.

Кстати, готовясь к летнему сезону, больше всего шеф-повар «Авалона» Владимир Латушко позаботился о любителях устриц (ведь ресторан «Авалон» специализируется на морской кухне). У гурманов существует правило, согласно которому устриц можно есть только в те месяцы, в названии которых присутствует буква «р». Потому что с мая по конец августа моллюски находятся в фазе размножения и приобретают молочный цвет и специфический горький привкус. Вопреки данному правилу меню ресторана в самый разгар лета предлагает посетителям два вида «летних» устриц. «Во Франции придумали способ обмануть моллюсков, – объясняет шеф-повар ресторана. – Так как устрицы реагируют на температуру и «идут на нерест», когда она повышается, их стали вылавливать из заливов и разводить в бассейнах с холодной водой. Из-за этого устрицы размножаться перестали. При открытии раковины молоко не вытекает, и устрица остается нежной и вкусной. Этот способ спасения вкуса моллюсков переняли у французов во многих других странах. В том числе в Норвегии и Финляндии, откуда к нам привозят этот деликатес».

Мода на фьюжн сменилась «аристократической простотой»

Желая укрепить позиции модного заведения, ресторан «Нобель» пригласил шеф-повара Максима Костяева из популярного московского ресторана Vogue cafe и представил посетителям новое меню.

«Нобель» всегда позиционировал себя как ресторан для людей, неравнодушных к веяниям моды и активной ночной жизни. В связи с этим заведение делало упор на вечеринки и шоу. Причем с нетрадиционным сценарием: никаких гастролей раскрученных поп-звезд, шоу-балетов и стриптиза, а только праздники с участием личностей экстравагантных и известных в кругах эстетов. Например, последняя вечеринка «Нобеля» собрала желающих увидеть новое театрализованное шоу московского постмодерниста, скульптора и модельера коллекций одежды из папье-маше Андрея Бартенева. Но вот кухня заведения до сих пор не являлась приманкой для гурманов и, по оценкам представителей ресторана, оставляла желать лучшего. Искать новые ходы для удержания постоянных посетителей и привлечения новых заставила обострившаяся на рынке конкуренция. «Только за последние месяцы открылось несколько заведений, таких как «Казбек» и «Декаданс», – говорит Вадим Кондратенко, маркетинг-директор ресторана «Нобель». И чтобы все время удерживаться на пике моды, считает он, нужно не только устраивать неординарные вечеринки для посетителей, но и привлекать лучших поваров, которые творчески подходят к кухне.

Причем эксперты отмечают, что у посетителей модных ресторанов появились новые запросы.

Фьюжн (направление, где часто совмещалось несовмещаемое) уже 2-3 месяца не пользуется популярностью у клиентов элитных ресторанов Киева (причем та же тенденция наблюдается и в российской столице). «Все меньше бывает заказов на сложные блюда, содержащие множество ингредиентов, декору которых отдано много времени, – говорит Ольга Насонова, генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг». – И все больше тянутся к простым. Многие сегодня приходят в ресторан, чтобы поесть, для них поход в ресторан – это уже не праздник».

«И если еще недавно в Москве и Киеве направление фьюжн считалось самым востребованным, то сегодня в моде направление simple style, – считает Вадим Кондратенко. – Посетители модных ресторанов устали от всевозможных изысков и хотят просто поесть. Им нужна аристократическая простота.

В меню, которое предлагает новый шеф-повар «Нобеля», много блюд, основанных на тенденциях современной мировой кухни. При этом в их приготовлении не используются замороженные продукты – только свежие. Например, редкие виды рыбы, которая поставляется из Норвегии, разделывают и укладывают в специальную вакуумную упаковку, где продукт хранится без заморозки. Кроме того, Максим Костяев использует исключительно морскую соль. Многим блюдам пикантности придают авторские соусы шеф-повара, а запивать яства предлагается свежими соками из сельдерея, топинамбура, грейпфрута, спаржи.

К лету подготовился и шеф-кондитер «Нобеля» Анатолий Колесов, придумав рецепты новых воздушных суфле и фруктовых десертов. Кстати, для каждого, кто заказал сладость, на тарелке рядом с пирожным джемом пишется определенный японский иероглиф-пожелание. Может, «любовь», «радость», «счастье» или «лето» – все зависит от того, на что посетитель вдохновляет кондитера.

Залишити відповідь